Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н
"Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6954);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г., регистрационный N 8200).
Регистрационный N 24726
Утверждено Положение об организации оказания первичной медсанпомощи. Речь идет о помощи взрослому населению на территории России.
Указанный вид помощи является основой системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.
Безвозмездно помощь предоставляется в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам России медпомощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством.
Помощь оказывается в плановой и неотложной формах, амбулаторно и в условиях дневного стационара. Она включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарные виды помощи.
Для повышения эффективности оказания помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медорганизациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.
Приказы об утверждении порядка организации оказания первичной медсанпомощи и о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу признаны утратившими силу.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"
Регистрационный N 24726
Настоящий приказ
Первичная медико-санитарная помощь - совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.
Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь ). Ее организация в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника ), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть ), женскими консультациями (см. Женская консультация ), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт ). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка : участковая больница, амбулатория , фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт ), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является поликлиника центральной районной больницы (см. Больница ).
Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому ; жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.
Территориальная доступность П. м.-с. п. обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом сложившихся и перспективных систем расселения населения, а также ряда других факторов.
В осуществлении П. м.-с. п. наиболее велика роль врачей амбулаторно-поликлинических учреждений. Врач-терапевт (участковый врач) обеспечивает своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению участка в поликлинике (амбулатории) и на дому; организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации населения участка: координацию деятельности с врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений, санитарным и общественным активом. Основными задачами врача-терапевта участкового цехового врачебного участка являются оказание рабочим и служащим квалифицированной терапевтической помощи, участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма, улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
В нашей стране подготовка врачей общей практики ведется с ориентацией на переход к оказанию медицинской помощи по принципу «семейного врача». С внедрением новых форм работы врачей соотношение объемов П. м.-с. п. и специализированной помощи должно изменяться в сторону увеличения объема первой, что будет связано с расширением лечебных мероприятий, проводимых в условиях учреждений первичного звена здравоохранения.
В работе медперсонала учреждений, оказывающих П. м.-с. п., ведущая роль принадлежит профилактике . В связи с этим должны быть пересмотрены функции и расширен объем профилактической деятельности врачей (см. Врач ), фельдшеров, акушерок и медсестер (см. Средний медицинский персонал ).
Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.
Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное выделение материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.
Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. Население может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.
Библиогр .: Всеобщее право на здоровье и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. Сельский врачебный участок, М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.
(ПМСП) (по определению ВОЗ) — удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе.
Первичная медико-санитарная помощь в настоящее время определяется как «зона первого контакта» населения с медико-санитарными службами, как первый этап охраны здоровья населения. Именно ПМСП определяет осуществление основного принципа отечественного здравоохранения — профилактики, так как является наиболее массовой медицинской службой. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: лечение заболеваний и травм, снабжение самыми нужными лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними, планирование семьи, санитарное просвещение, достаточное снабжение безопасной питьевой водой, содействие обеспечению продовольствием и рациональному питанию.
Первичная медико-санитарная помощь включает все виды амбулаторно-иоликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно-противоэпидемические учреждения.
Большой вклад в развитие первичной медико-санитарной помощи внесла Международная конференция ВОЗ по проблемам ПМСП, проходившая в Алма-Ате в 1978 г. Конференция отметила главную особенность ПМСП на современном этапе: разницу медицинского обслуживания обеспеченных и необеспеченных слоев населения в разных странах и внутри каждой страны. Конференция провозгласила лозунг «Здоровье для всех к 2000 году», что означало достижение равных возможностей в доступности равнозначной медицинской помощи. Главным средством достижения этого конференция признала ПМСП. На конференции было выяснено, что проблемы ПМСП в России стоят не так остро благодаря уникальности отечественной системы амбулаторно-поликлинической помощи.
На протяжении многих лет в здравоохранении России делался акцент на развитие амбулаторно-поликлинической помощи. К концу 1990-х гг. более 80 % обращений населения приходилось на учреждения ПМСП. Но вместе с тем накапливалось все больше проблем, связанных с материально-техническим состоянием учреждений ПМСП, уровнем подготовки кадров, качеством и культурой оказываемой помощи, уровнем подготовки медицинских кадров. Это привело к необходимости реформирования ПМСП.
Предусмотрен переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу семейного врача (врача общей практики). Это предполагает значительное расширение функций, выполняемых участковыми терапевтами и педиатрами. Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым сейчас узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуляций, которые обязан выполнять семейный врач, очень разнообразен: хирургические манипуляции, отоларингологические, офтальмологические, гинекологические и т. д. Следует отметить, что в деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помощи (совместно с органами социальной защиты населения, благотворительными организациями, службами милосердия) одиноким престарелым, инвалидам, хроническим больным.
Однако переход к системе семейного врача предусматривает немало проблем: не определены длительность рабочего дня и график работы семейного врача, не разработан механизм социальной и правовой защиты врачей и сестер общей практики и т. д.
С целью совершенствования ГТМСП в дополнение к существующим составляющим ПМСП в настоящее время созданы детские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, медико-генетические консультации и т. д.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Номенклатура организаций здравоохранения
- 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
- 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
- 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
- 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
- 26. Динамические ряды, их виды.
- 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
- 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
- 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
- 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
- 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
- 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
- 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
- 38. Динамика населения, ее виды.
- 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
- 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
- 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
- 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
- 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
- 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
- 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
- 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения.
- 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
- 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
- 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
- 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
- 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
- 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
- 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
- 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
- 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
- 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
- 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
- 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
- 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
- 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
- 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
- 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
- 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
ПМСП - медико-санитарная помощь, необходимая и доступная как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения в целом, и предоставляемая на приемлемой для него основе, при его активном участии и при затратах, соответствующих возможностям населения и государства.
Она направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения.
ПСМП является неотъемлимой частью ЗО страны, являясь ядром этой системы и компонентом общественно-социального и экономического развития.
С учетом экономических условий, социальных ценностей, географических особенностей, культуры ПМСП в различных государствах может иметь специфические черты, но независимо от этого она включает следующие общие функции :
а) содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой;
б) основные санитарно-гигиенические мероприятия;
в) здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи;
г) вакцинация против основных инфекционных заболеваний;
д) профилактика местных эпидемических заболеваний и борьба с ними;
е) санитарное просвещение населения (гигиеническое обучение и воспитание);
ж) лечение распространенных заболеваний и травм.
Необходима поддержка и взаимосвязь ПМСП с другими звеньями ЗО по следующим направлениям :
а) подготовка кадров;
б) руководство и контроль ЗО;
в) организация материально-технического снабжения;
г) информирование
д) финансирование;
е) организация системы направления больных
ж) доступность медицинского обслуживания
Виды доступности:
Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда приемлемы для населения.
Финансовая – независимо от системы оплаты за медицинскую помощь расходы на охрану здоровья не должны выходить за пределы возможности населения и страны.
Культурная – технические и организационные методы должны соответствовать культурному укладу населения;
Функциональная – медицинская помощь представлена тем, кто в ней нуждается на постоянной основе и в любое время.
Назначение ПМСП – обеспечение всего населения необходимыми видами медицинской помощи.
ПМСП – это один из критериев рационального использования всей системы здравоохранения.
Состав сил (служб), входящих в структуру медицинских подразделений ПМСП :
1. ФАП: около 2,5 тыс в РБ
3. Сельские участковые больницы
1. участковая сеть поликлиник
2. женские консультации
3. станции скорой медицинской помощи
3. ЦГиЭ: 146 в РБ
4. дезинфекционные станции
5. санитарно-контрольные пункты
Виды медицинской помощи по объему и качеству:
1. Первая медицинская помощь - оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.
2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)
3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)
5. Квалифицированная медицинская помощь - для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи
6. Специализированная медицинская помощь
По качеству оказания помощи : район (квалифицированная специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).
ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.
Виды медицинской помощи по месту оказания : амбулаторно-поликлиническая и стационарная.
Основные принципы медицинской помощи населению. Медицинские организации первичной медицинской помощи.
Основные принципы первичной медико-санитарной помощи:
а) профилактическая направленность - организация широкого спектра социально-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья обслуживаемого населения, изучение и по возможности вносения корректив в условия его труда и быта.
б) доступность - обеспечивается путем приближения места работы врача к месту жительства обслуживаемого населения, обеспечения его надежной телефонной (пейджинговой) связью, автотранспортом, позволяющими оказывать прикрепленному населению первичную медицинскую помощь в любое время суток.
в) непрерывность - в своей профессиональной деятельности врач не ограничивается рамками отдельного или частного эпизода болезни, а занимается охраной здоровья человека на протяжении значительных периодов его жизни.
г) всеобщность - врач оказывает медицинскую помощь пациентам независимо от их возраста, пола, вероисповедания, социального, материального или служебного положения.
д) комплексность - врач осуществляет не только лечебную помощь и реабилитацию, но также профилактику болезней и укрепление здоровья обслуживаемого населения.
е) координация - в необходимых случаях врач принимает решения о направлении пациента к соответствующему специалисту, организует все виды квалифицированной медицинской помощи и имеет право участвовать в консультациях своих пациентов у специалистов различного профиля. Врач информирует население об имеющихся службах здравоохранения, видах оказываемой помощи и услуг, новых перспективных методах лечения и профилактики заболеваний, активно отстаивает интересы пациентов при их контактах с другими представителями медицинской помощи.
ж) конфиденциальность - врач и все медицинские работники обязаны хранить не только врачебную тайну, но и любые другие сведения из жизни пациентов, что особенно важно в условиях их компактного проживания, а обслуживаемое население должно быть полностью уверено в конфиденциальности своих обращений (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РБ).
Представителем ПМСП является врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности "лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ.
Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи - см. вопрос 34.
Лекция 10.
Введение.
– Обеспечение лечением;
– Реабилитация
Организация работы детской поликлиники.
Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, являющееся структурным подразделением объединенной детской больницы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет (по 17 лет 11 мес. 29 дней включительно).
Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми в поликлиниках для взрослых, однако имеются и свои, характерные только для данного учреждения, особенности.
Детская поликлиника в районе своей деятельности обеспечивает:
а) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:
Обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми;
Проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;
Проведения профилактических прививок;
Проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и т. п.;
б) лечебно-профилактическую помощь детям на дому и в поликлинике, направление детей на лечение в стационары, больницы, на восстановительное лечение в санатории, отбор их в специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и оздоровления и др.;
в) лечебно-профилактическую работу в детских образовательных учреждениях;
г) противоэпидемические мероприятия (совместно с центрами Госсанэпиднадзора);
д) правовую защиту детей.
Режим работы поликлиники должен строиться с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочее и нерабочее время. Работу на участке необходимо организовать, чередуя приемы в утренние и вечерние часы.
Структура детской поликлиники находится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает (примерная схема):
Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;
Регистратуру;
Отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи;
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях ДШО;
Отделение (кабинет) медико-социальной помощи;
Отделение (кабинет) восстановительного лечения;
Отделение лечебно-диагностической помощи;
Клинико-экспертную комиссию;
Административно-хозяйственную часть и другие вспомогательные службы.
В современных условиях в городах организуются и строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600- 800 посещений в смену, имеющие все условия для организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейн для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для образовательных учреждений и т. д.
На 10 тыс. детского населения выделяется 12,5 должности участковых врачей-педиатров. Главной задачей участкового педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.
Участковый врач-педиатр работает под руководством заведующего отделением по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детского населения. Он имеет право выдавать листки нетрудоспособности в соответствии с действующими инструкциями, давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам.
Выделяют несколько основных разделов работы участкового педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемическая, работа по формированию здорового образа жизни, связь с другими медицинскими учреждениями, организация работы медсестры, работа с медицинской документацией.
Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:
Лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления;
Прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;
Организацию госпитализации по показаниям.
Активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление;
Проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, водолечения и т. д.); .
Осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями;
Экспертизу временной нетрудоспособности работающих подростков и родителей больных детей.
Организация приема детей в поликлинике должна обеспечивать им квалифицированную медицинскую помощь в возможно короткие сроки. График работы участковых врачей и врачей по специальностям составляется таким образом, чтобы матери с детьми в течение недели могли быть приняты своим участковым врачом в утренние, дневные и вечерние часы (скользящий график).
Особенностью работы детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, а также страдающих хроническими заболеваниями, повторных больных с инфекционными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов.
Помощь на дому врачи оказывают в часы, свободные от приема в поликлинике. При дневных и вечерних приемах, начинающихся после 14 ч, помощь на дому оказывается до приема.
Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вызова, активно (без вызова) посещать больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Кратность и интервалы посещений регулируются в зависимости от характера, тяжести заболеваний, возраста ребенка.
В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исключительное значение своевременное его начало. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых лекарственных средств и в случае надобности оказать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза даже тогда, когда ребенок направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечить ребенка лекарственными препаратами на один прием.
Участковая медсестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. По заявке лечащего врача детская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функциональных исследований и консультаций врачей узких специальностей. Заведующий отделением детской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную помощь.
Участковый врач в случае необходимости организует госпитализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки из стационара. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагностических мероприятий, лабораторных обследований в соответствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает больного ежедневно до полного выздоровления; кроме того, ребенок в обязательном порядке должен быть осмотрен заведующим отделением.
При выявлении хронической патологии больного следует поставить на диспансерный учет либо у участкового педиатра, либо у врача соответствующего профиля. Каждому ребенку, взятому на учет, должно быть обеспечено тщательное наблюдение и активное лечение. Содержание диспансерной работы отражается в индивидуальных планах диспансерного наблюдения, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного.
В конце года врачи составляют на каждого состоящего, на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Критериями оценки результатов проводимой диспансеризации являются выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение.
Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновременно составляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год. После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по отдельным нозологическим группам за истекший год, составляет отчет и представляет заведующему отделением, который составляет сводный отчет о результатах диспансерной работы за прошедший год. После анализа проведенной работы планируются мероприятия, направленные на повышение качества диспансерного обслуживания детей.
Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена семьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями.
Гинекологическая помощь
Активное выявление гинекологических больных. Выявление гинекологических больных осуществляется при приеме жен-шин, обратившихся -в консультацию или направленных другими специалистами; при осмотре женщин на дому (по вызову); при проведении профилактических осмотров в консультации, на предприятиях, в учреждениях, смотровых кабинетах поликлиник и т. д.
Профилактическим гинекологическим осмотрам подлежат женщины, проживающие в районе деятельности консультации, работающие на промышленных предприятиях и в учреждениях, расположенных в районе деятельности консультации. Каждая женщина должна осматриваться акушером-гинекологом 1 раз в год с применением цитологического и кольпоскопического методов обследования.
Организация и проведение обследования и лечения женщин с гинекологическими заболеваниями. Лечение гинекологических больных осуществляется в основном в женской консультации, но может быть организовано и на дому (по назначению врача), на здравпунктах, в диспансерах, а также в поликлиниках. В женской консультации может быть организована малая операционная и комната для временного пребывания больных после операций. Амбулаторно могут проводиться отдельные малые гинекологические операции и манипуляции. В некоторых случаях медицинская помощь гинекологической больной может быть оказана на дому.
При необходимости женщина может быть направлена на консультацию к специалистам других ЛПУ. В крупных, хорошо оснащенных женских консультациях могут быть организованы специализированные приемы: по гинекологической эндокринологии, бесплодию, невынашиванию беременности и др.
Своевременная госпитализация женщин, нуждающихся в стационарном лечении. Больной, назначаемой на стационарное лечение, выдается направление на госпитализацию. Акушерка участка проверяет факт поступления больной в стационар. В карте амбулаторного больного делается запись о направлении в стационар и фактической госпитализации женщины. После выписки больной из стационара в женской консультации может осуществляться долечивание. Сведения стационара переносят в карту амбулаторного больного, а выписка остается у самой женщины.
Экспертиза нетрудоспособности при гинекологических заболеваниях. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности при гинекологических заболеваниях осуществляется на общих основаниях.
Диспансерное наблюдение за гинекологическими больными строится на общих принципах диспансеризации.
Планирование семьи и профилактика абортов
Основными задачами женской консультации по планированию семьи являются предупреждение нежелательной беременности путем широкого внедрения современных средств и методов контрацепции, совершенствование технологий и качества проведения абортов, борьба с бесплодием.
Акушер-гинеколог должен осуществлять рекомендации, индивидуальный подбор и обучение использованию противозачаточных средств женщинами, желающими воздерживаться от наступления беременности. В консультации желательно иметь выставку-витрину противозачаточных средств, организовать их продажу.
В соответствии с действующим законодательством каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед., по социальным показаниям - до 22 нед., а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Для получения направления на операцию искусственного прерывания беременности женщина обращается к врачу акушеру-гинекологу женской консультации, поликлиники (амбулатории), семейному врачу, в сельской местности - к акушеру-гинекологу районной больницы или к врачу участковой больницы. Перед направлением на аборт необходимо разъяснить опасность и вред для женщины этой операции.
Врач акушер-гинеколог при обращении женщины за направлением для искусственного прерывания беременности производит обследование для определения срока беременности и установления отсутствия медицинских противопоказаний к операции. Перед направлением на прерывание беременности проводится необходимое обследование женщины, а при прерывании беременности в поздние сроки - полное клиническое обследование, регламентированное для полостных хирургических операций. При отсутствии медицинских противопоказаний к операции прерывания беременности женщине выдается направление в лечебное учреждение с указанием срока беременности, результатов обследования, заключения комиссии о прерывании беременности по конкретным медицинским (диагноз) или социальным показаниям.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители.
Разрешается проводить искусственное прерывание беременности в амбулаторных условиях:
В ранние сроки беременности при задержке менструации до 20 дней (мини-аборт);
При сроке беременности до 12 нед. - в стационарах дневного пребывания, организованных на базе профильных НИИ, клинических, многопрофильных городских и областных (краевых, республиканских, окружных) больниц.
Искусственное прерывание беременности до 12 нед. у женщин с отягощенным акушерским анамнезом, при наличии экстрагенитальных и аллергических заболеваний (состояний), а также в более поздние сроки беременности производится только в условиях стационара.
Искусственный аборт во II триместре беременности целесообразно производить в многопрофильной, хорошо оснащенной больнице. Госпитализация беременных осуществляется при наличии направления в стационар, заключения комиссии и результатов обследования. Операция должна осуществляться с обязательным эффективным обезболиванием. Длительность пребывания в стационаре после операции определяется лечащим врачом индивидуально в зависимости от состояния здоровья женщины.
После операции вакуум-аспирации в амбулаторном учреждении и прерывания беременности в срок до 12 нед. в условиях стационара дневного пребывания, произведенных без осложнений, пациентки должны находиться под наблюдением медицинского персонала не менее 4 ч.
После искусственного прерывания беременности в амбулаторных и стационарных условиях каждая женщина должна получить необходимую информацию о режиме, возможных осложнениях и рекомендации по предупреждению нежелательной беременности.
В связи с операцией искусственного прерывания беременности работающим женщинам выдается листок нетрудоспособности. Искусственное прерывание беременности осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. После прерывания беременности женщине рекомендуется посещение женской консультации (поликлиники, амбулатории) для проведения необходимых реабилитационных мероприятий и индивидуального подбора метода контрацепции.
Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решается комиссией в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста по письменному заявлению/женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, о разводе и др.), подтверждающих социальные показания. При наличии социальных показаний беременной выдается заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.
Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводится с согласия женщины независимо от срока беременности. Медицинские показания к прерыванию беременности устанавливаются комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние) беременной, и руководителя учреждения (отделения) здравоохранения. При наличии медицинских показаний беременной выдается заключение с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения.
Лекция 10.
Организация первичной медико-санитарной помощи населению.
Введение.
Первична медико-санитарная помощь (ПМСП) - это первичный элемент многоуровневой структуры охраны здоровья населения, которая максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства и построена по принципу "от периферии к центру". Опыт земской и советской медицины в организации ПМСП был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке концепции ПМСП для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации ВОЗ (1978).
ПМСП должна удовлетворять основные потребности населения в области здравоохранения:
– Сохранение и укрепление здоровья;
– Обеспечение лечением;
– Реабилитация
В России концепция ПМСП ориентирована преимущественно на оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.