Инновационные методы работы в реабилитационных центрах. Инновационные технологии для работы с инвалидами

Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере ГБУ «ОСРЦ для несовершеннолетних» г.Курган) Колосова А.В., Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

Аннотация

В статье представлена практика разработки инновационных технологий в социальной реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на примере технологии «наставничество».

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети оставшиеся без попечения родителей, профилактика безнадзорности, инновации в социальной работе, наставничество, волонтерская деятельность.

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей. В связи с этим актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики детской беспризорности. В стране создана система социальных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На территории Курганской области начиная с 1999 года социальной реабилитацией несовершеннолетних занимается специализированное учреждение. В своей деятельности «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по Курганской области ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности. ОСРЦ находится в постоянном поиске новых способов, форм и методов работы с несовершеннолетними и их семьями, для того чтобы более эффективно решать ряд проблем, имеющихся у ребенка и восстанавливать его социальное положение в обществе.

Так наряду с традиционными формами помощи использует и инновационные технологии. По целевой программе Курганской области «Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав» в 2015 году на площадке по ул.б.Мира, 20, продолжили свою работу следующие методики: «Создание семейных гостиных по работе с родителями, не выполняющими надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей»; «Внедрение социально-реабилитационных методик работы с родителями, чьи дети временно находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение восстановительных технологий в работу с детьми и родителями, не исполняющими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, посредством предоставления им здоровьесберегающих услуг специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; «Проведение семейного тимбилдинга для семей, дети в которых проходят реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение арт – терапевтических методик в работу с детьми и родителями из семей, где нарушена семейная среда жизнедеятельности детей: песочной терапии, акватерапии, фототерапии, драматерапии».

Более детально хотелось бы остановиться на технологии «Наставничество». В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних было принято Положение о технологии наставничества над несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Данная технология является формой проведения специалистами ГБУ «ОСРЦ» индивидуальной профилактической работы посредством привлечения волонтеров (добровольцев) в деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) в конфликте с законом, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Главной целью технологии явилась профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем привлечения волонтеров к сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Для достижения поставленных задач первоначальной стала проблема набора и подготовки волонтерского состава для реализации технологии наставничества. Совместно с директором центра нами была разработана учебная программа курса по направлению «наставник»: «Основы организации волонтерской работы, методы и приемы профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным и деликвентным поведением».

Была предложена система обучения, включающая в себя 3 блока (уровня) подготовки. Тем самым мы смогли разбить курс на семинарско-лекционный, практический и организаторский. Каждый блок был призван решать ряд задач, поставленных изначально.

Таким образом, при обучении на первом этапе необходимо было заинтересовать, вовлечь волонтера в предстоящую деятельность, а также максимально подготовить его к возможном трудностям при работе. Было предложено дать на изучение две основных темы. Первая раскрывает весь спектр специфических, психосоциальных особенностей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, тем самым позволяя проектировать модель поведения в той или иной ситуации взаимодействия волонтера с ребенком. Второе занятие нацелено в большей части на изучение форм и методов эффективного взаимодействия, рассмотрения базовых и инновационных технологий, которые следует применять при организации мероприятия.

Второй блок – это практическое занятие, на котором волонтеры привлекаются к проведению того или иного мероприятия. На данном этапе добровольцы внедряются как третьи лица для того, чтобы они смогли оценить свои силы и возможности в работе с данным контингентом. А также в процессе данного взаимодействия определяется лидер, «наставник-организатор», который впоследствии будет призван координировать деятельность всего волонтерского состава.

Заключительный, организаторский этап подразумевает под собой подготовку и реализацию программы, мероприятия непосредственно волонтерами самостоятельно. На данном уровне добровольцы должны применить навыки и знания, полученные в процессе обучения, и тем самым добиться главной цели технологии наставничества. При подготовке и реализации первого мероприятия необходимым компонентом считаем наличие наблюдателя, специалиста данного учреждения, который своевременно сможет помочь волонтерам.

Таким образом, по завершению обучения волонтеры приобретут знания о работе с «трудными детьми», навыки поведения с такими детьми, организаторские навыки и просто жизненный опыт. А учреждение получит подготовленную группу добровольцев, способных помогать эффективно решать те или иные задачи и выполнять функцию проводника между воспитанниками и руководством учреждения.

Технология лечебного-реабилитационного биоуправления была представлена на заседании Научно-технического совета при министерстве социального развития Новосибирской области.

Напомним, задача Совета состоит в рассмотрении научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере социальной защиты населения для последующей рекомендации и включения их в долгосрочные целевые программы Новосибирской области.​ На этот раз инновационный метод реабилитации БОС представил академик Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор М.Б. Штарк.

Марк Борисович рассказал об особенностях применения метода БОС в реабилитационном периоде, о новых разработках и опыте их использования. На Совете также рассматривались вопросы реабилитации различных категорий взрослого населения, коррекционные комплексы для детей, а также возможности использования технологии биоуправления в профилактике синдрома профессионального выгорания социальных работников, повышении стрессоустойчивости и поддержании их профессионального здоровья.

Биоуправление - современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. Использование большого набора игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе способствуют поддержанию мотивации к продолжительному курсу занятий.

Эффективность данного метода для коррекции таких расстройств как хроническая головная боль напряжения, мигрень, гипертоническая болезнь, стресс-индуцированные состояния (тревожное расстройство, паническое расстройство) была доказана в ходе применения. Технология биоуправления (метод БОС) эффективно применяется в педиатрической практике. Электромиографическое биоуправление показывает хорошие результаты при лечении ДЦП. Нейробиоуправление, пожалуй, единственный нелекарственный метод коррекции синдрома дефицита внимания.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Специалистами НИИМББ СО РАМН совместно с ООО «Компьютерные системы биоуправления» для лиц, страдающих речевыми нарушениями, разработана методика реабилитации средствами и методами технологии компьютерного адаптивного биоуправления, включая логоневрозы, дизартрии, ринолалии, ринофонии, алалии, задержку речевого развития, - в сочетании с классическими логопедическими методиками. Ояшинский детский дом-интернат в 2013 году закупил комплексы «БОСЛАБ-Миография» и «БОСЛАБ-ЛОГО» для работы с детьми по вышеперечисленным методикам. Есть первые результаты и они очень оптимистичны.

Особенностью систем игрового биоуправления является возможность групповых форм занятий, например, в компьютерном классе. Такая схема позволяет охватить большее количество людей реабилитационными процедурами за короткие циклы пребывания в социально-оздоровительных центрах, провести с каждым по 5-7 занятий в течение недельного срока, как например в Маслянинском центре, где проходят тренинги социальные работники нашей области. Технология игрового биоуправления позволяет расширить арсенал тренингов по профилактике и коррекции стресса, поскольку использует не только релаксационные программы, но и включает процедуры, мобилизующие, тренирующие способности к оптимальному функционированию в сложных ситуациях.

Таким образом, технология БОС уже нашла применение в двух учреждениях социального обслуживания, ее возможностями заинтересовались и другие руководители. Выступление Марка Борисовича вызвало активное обсуждение темы, множество вопросов и предложений дальнейшего сотрудничества.

О внедрении инновационных форм работы в сфере социальной реабилитации ветеранов и инвалидов на базе ОГКУ «Волгореченский КЦСОН»

В любом обществе существует немалая доля людей, чьи возможности в сохранении независимого образа жизни ограничены. Вследствие различного рода травм или врожденных или приобретенных заболеваний, в силу возрастных изменений может наблюдаться утрата или ослабление различных функций организма (двигательный, сенсорных и т.д.). Специалисты отделения ведут работу с инвалидами от общего заболевания и пенсионерами, инвалидами с нарушениями, с детьми инвалидами. В реабилитационных группах оказываются социально-медицинские, социально-психологические услуги, проводится работа с семьями инвалидов, нуждающимися в психологической помощи.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Медицинское направление

Одним из направлений деятельности по восстановлению, сохранению и укреплению здоровья является медико-социальная реабилитация с ее традиционными методами. Социально-медицинские услуги включают в себя: лечебную физкультуру (по каждому направлению разработан комплекс упражнений), занятия в тренажёрном зале, беседы о здоровом образе жизни.

В отделении имеется спортивный зал, оснащенный физкультурно-оздоровительным оборудованием (тренажеры, модули) занятия лечебной физкультурой проводятся индивидуально и по подгруппам. Подбор упражнений определяются возрастными и индивидуальными особенностями человека.

С сентября м-це в Центре возобновляются занятия ЛФК. Во втором полугодии продолжит свою работу «Школа здоровья» для пенсионеров и инвалидов.

В этом году инструктор по ЛФК проводит занятие по программе «Бодифлекс». Цель программы - сбросить столь обременительные нам килограммы без вреда для здоровья путем несложных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой. Ценность программы заключается в её простоте и непродолжительности. На каждую проблемную зону приходится одна поза. И все они приносят пользу. Группа энтузиастов из 12 человек с удовольствием осваивают программу 2 раза в месяц.

Психологическое направление

В этом году Центр социального обслуживания получил возможность открыть сенсорную комнату. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности - все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, хроническими заболеваниями, посттравматическими болями, а также для людей, нуждающихся в восстановлении психоэмоционального равновесия.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

· активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

· стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

В 2013 году сотрудники социально-реабилитационного отделения нашего Центра социального обслуживания начали обучение пенсионеров и инвалидов навыкам компьютерной грамотности по адаптированной программе. В первом полугодии данной услугой воспользовались 26 человек, из них десять пенсионеров, имеющих инвалидность. Курсы обучения основам компьютерной грамотности проводятся бесплатно. Два раза в неделю желающие могут пользоваться компьютерами. План занятий компьютерного класса включает два уровня: "нулевой" - по обучению основам компьютерной грамотности; "продвинутый" - по обучению навыкам пользования сетью Интернет.
15 граждан, прошедшие обучение компьютерной грамотности по 20-часовой программе, получили сертификаты. Среди них бывшие учителя, врачи, библиотекари, почтовые работники, чиновники и люди других профессий.

В апреле специалисты отделения, учитывая актуализацию потребности наших реабилитантов к открытию своего внутреннего мира, осознанию своей индивидуальности, применили на практике новый вид социально-культурной реабилитации - гарденотерапию, направленную на расширение жизненного пространства, улучшение социального функционирования.

Практика показала, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психологическую направленность, что позволяет использовать его в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Сейчас метод гарденотерапии привлек 6 человек, имеющих различные заболевания.

В дальнейшем специалисты отделения решили проводить занятия гарденотерапии совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, фото- дизайном, оригами.

Одной из наиболее эффективных мер индивидуального мотивирования жизненной активности людей, является работа с биографией человека. Во втором полугодии специалисты Центра подготовили к реализации один из методов социальной реабилитации - биографический. Его использование направлено на осознание пожилым человеком влияния жизненных событий на его жизненный путь.

Метод предполагает разговор специалиста с человеком обо всех возрастных этапах его жизни. Чаще пожилые люди вспоминают свое детство. С готовностью и желанием рассказывают, в какой семье они родились, чем занимались, какое было время. Возвращаясь в детские годы жизни в своих воспоминаниях, пожилой человек вновь начинает «ощущать свое «Я», еще не отягощенное жизненными трудностями, и в нем оживает способность чувственного и образного видения мира. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной необходимости кому-либо, необходимости, полезности».

Иллюстрации биографического метода могут служить описания жизни и судьбы граждан, посещающих реабилитационное отделение ОГКУ «Волгореченский КЦСОН».

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

ПЛАН.

1 .Мультидисциплинарный подход как основополагающий принцип

теории и практики реабилитации детей с ограниченным возможностями .

2. Специфика методологии реабилитационного процесса. Традиционное и инновационное в сфере реабилитационных технологий.

3. Концепция интерактивного подхода к работе с родителями как приоритетное направление методологических изысканий.

4. Долгосрочная эффективность - основной критерий целесообразности метода. Составляющие эффективности.

Введение.

Мультидисциплинарный подход и специфика методологии реабилитационного процесса.

Современная жизнь сложна и динамична. В нашу повседневность прочно вошли телевидение, телефон, компьютер, мобильная связь, множество бытовых приборов. Еще 20 лет назад мы не могли и предположить, что появится сотовый телефон, а мир опутает Интернет. Человечество шагает в будущее семимильными шагами. Однако у любой медали две стороны. Расплатой за прогресс становится ухудшение экологической ситуации, увеличение числа техногенных катастроф, появление новых, ранее не встречавшихся заболеваний, а также снижение общего уровня здоровья населения.

В России следует учитывать еще и влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, а также состояние постоянного психоэмоционального стресса, испытываемого большинством граждан нашей страны, независимо от социального положения и благосостояния. Неуверенность в завтрашнем дне, материальные проблемы, тревога за судьбу детей - вот только малая часть опасений современных россиян. Все это не могло не отразиться на демографической ситуации, причем не только на количественной составляющей, но и, если так можно выразиться, на ее количественной стороне. Все меньше рождается детей, не имеющих проблем со здоровьем и развитием, все раньше у детей и подростков выявляются такие заболевания, о которых педиатры 20-30 лет назад и не слышали. Диагноз «язвенная болезнь» в 10-12 лет сейчас уже никого не удивляет. Такая же неутешительная статистика и по заболеваниям бронхо-легочной, мочеполовой и других систем организма. Нарушение опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие и т.п.) встречаются у 7 из 10 школьников. Частота детской инвалидности в России за последнее десятилетие возросла вдвое, соответственно и количество детей «группы риска» увеличилось в несколько раз. На первый взгляд эти проблемы носят чисто медицинский характер, однако врачи воздерживаются от столь односторонней категоричности, т.к. обладают значительным объемом информации о многообразии факторов, оказывающих влияние на организм человека и его здоровье.

Здоровье человека - это интегральный показатель, отражающий взаимодействие самого организма и различных факторов окружающей среды, как естественных, так и искусственных. При наличии тех или иных нарушений включается механизм адаптации, т.е. совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования индивидуума в конкретной ситуации развития. У детей с ограниченными возможностями этот механизм нарушен и для нормальной жизнедеятельности им требуется помощь взрослых. Комплекс мероприятий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности, возврат к активной жизни (по возможности), т.е. реабилитация, показана как детям с ограниченными возможностями, так и детям часто болеющим или группы риска. В последнем случае реабилитационная программа дает возможность избежать инвалидности. Специфика реабилитационного воздействия предполагает всемерное соблюдение основополагающего принципа – принципа мультидисциплинарного подхода или, иначе говоря, комплексности.

Феномен реабилитации состоит в том, что трудно выделить ведущий компонент, от которого в конечном итоге зависит эффективность процесса. Это видно даже в профессиональной терминологии. Достаточно редко встречаются термины медицинская, педагогическая, социальная и другая реабилитация, но медико-социальная, социо-культурная, психолого-педагогическая, художественно-творческая, социо-бытовая и т.д. прочно вошли в теорию и практику реабилитологии. Вопреки устоявшемуся мнению, медицинская программа реабилитации – лишь начальное звено в системе оказания помощи, поскольку заболевший человек, естественно, нуждается прежде всего в медицинском наблюдении, однако все другие направления: психолого-педагогическое, социально-экономическое и пр. проводятся наряду с медицинской, в прямой связи с ней и в дальнейшем выходят на первый план.

Мультидисциплинарность выражается и в том, что в системе реабилитации работают специалисты самых различных профилей: врачи, психологи, педагоги, социальные работники, юристы, представители творческих профессий, специалисты в области ЛФК и массажа, дефектологи, логопеды и даже строители и архитекторы, от которых зависит проектирование и возведение объектов удобных для жизни людей с ограниченными возможностями. Кроме того, им свойственна высокая профессиональная компетентность не только в своей области, но и в смежных специальностях. Так, например, педагог не просто владеет общей методикой, но и методикой обучения ребенка с той или иной патологией, учитывает особенности нозологии, а также адаптирует различные методики с учетом структуры дефекта. Психолог не только работает со страхами, но и знает, для какого заболевания характерны те или иные их виды, как работать с психосоматической патологией и т.д. Врач же, в свою очередь, владеет навыками психологической помощи пациенту, умеет вести обучающие семинары. Таких примеров множество и они подтверждают тезис о целесообразности комплексного подхода к проблемам реабилитации как единственно верного с точки зрения эффективности, особенно в сочетании со строгим соблюдением принципа индивидуальности воздействия.

Особое значение в коррекционно-восстановительной работе имеет выбор методов работы. И именно в этом вопросе наиболее ярко проявляется мультидисциплинарность подхода. Все многообразие медицинских, педагогических, психологических, социальных и других технологий не только нашло достойное место в практике реабилитации, но и тесно переплелось и взаимообогатилось.

Специфика методологии реабилитационного процесса парадоксальна по сути своей. С одной стороны специалист в выборе методов строго ограничен особенностями патологии индивидуума, с другой стороны – неограниченность возможностей для профессионального творчества, поиска новых путей и методов на основе мультисистемного подхода. Так, например, если ребенок страдает ДЦП средней тяжести, то, как правило, овладение любыми графическими навыками (будь то письмо или рисование) с помощью традиционных методов весьма проблематично. Структура дефекта такова, что нарушен сам механизм движений, особенно тонкомоторных. Но это не значит, что ребенок с таким недугом будет лишен возможности изложить свои мысли на бумаге или выразить себя в изобразительном творчестве.

Учитывая уровень развития современных технологий, нами была разработана программа по обучению детей с ДЦП печатанию на компьютере, т.к. работа с клавиатурой и мышью несравнимо проще с точки зрения кинетики тонкомоторных навыков, нежели письмо. Что касается рисования, то здесь помогает широкое использование нетрадиционных методов: пальчиковое рисование, рисование тычком, клеевой кистью, использование штампов и трафаретов, техника коллажа и т.п., кроме того, эта деятельность носит яркую арт-терапевтическую направленность.

За годы работы сотрудниками центра был накоплен уникальный научно-практический материал, получивший высокую оценку наших коллег по всей стране.

Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации в МУ РЦ «Радуга».

Особое внимание в своей работе мы придаем не только сохранению и углублению проверенных методик, но и внедрению новых высокоэффективных технологий. Самой актуальной на данный момент является группа методик, которые условно можно назвать реабилитационные экотехнологии. Общим моментом для всех них является использование коррекционно-восстановительного и оздоровительного потенциала природных объектов во всем многообразии их проявлений. Гарденотерапия, анималотерапия, ландшафтотерапия, «сенд-плей» терапия – вот лишь некоторые из экотехнологий. Общение с природой – естественная потребность человека, забывая об удовлетворении которой он ставит под угрозу свое физическое и психическое здоровье. Взаимодействие с природными объектами дает мощный развивающий импульс, стабилизирует психо-эмоциональное состояние, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь состояния умиротворения и гармонии.

Как показывает опыт нашей работы, одной из самых интересных и доступных методик является гарденотерапия . Это целое направление в социально-трудовой реабилитации в основе которого лежит приобщение детей с ОВ к работе с растениями. Плоды этой работы имеют ярко выраженный наглядный характер. К сожалению, климат нашей страны не позволяет выращивать растения в открытом грунте круглый год, хотя именно это наиболее желательно. Однако не меньший интерес представляет работа с комнатными растениями, рассадой овощных и цветочных культур, использование растительных компонентов в дизайне интерьера. Единственным залогом эффективности гарденотерапевтических мероприятий является строгое соблюдение двух правил:

1.Растения должны отвечать следующим требованиям:

    абсолютная безопасность;

    простая агротехника;

    достаточно короткий период вегетации (от всходов до результата);

    ярко выраженный практический и эстетический эффект.

2.Возможность использования в различных видах деятельности.

Практика показала, что дети с легкой физической недостаточностью, дефектами сенсорных анализаторов, элементами аутизма очень чутко воспринимают сигналы о состоянии растений, чувствуют их потребности, тщательно и заботливо ухаживают за ними. Кроме того, многообразие растительного и природного материала позволяет ребенку получить бесценный сенсорный опыт. Совершая манипуляции с семенами, шишками, корой, мхом, веточками и прочими объектами он не просто развивает тактильные анализаторы, но воздействует на биологически активные точки, которыми богата кожа кистей рук. Таким образом, происходит стимуляция коры головного мозга и одновременно ведется работа по профилактике ряда заболеваний, что способствует общему оздоровлению организма. Это особенно важно для часто болеющих детей и детей группы риска, а также тех, кто по каким-то причинам не может применять традиционные формы закаливания.

Вокруг этого направления легко организовать дополнительную работу как прикладного, так и оздоровительного характера: занятия флористикой, конструирование из природного материала, различные подвижные и развивающие игры, оформление интерьера, введение элементов фито- и ароматерапии (при отсутствии противопоказаний).

Давно известно о целительной силе общения с животными. В настоящее время сложилась целая система оздоровления через непосредственный контакт с «братьями нашими меньшими» - анималотерапия. Еще в 70-е годы прошлого столетия американскими учеными был доказан факт положительного влияния общения с дельфинами на детей с аутизмом. Дельфины стали для ребенка «мостиком к исцелению», дали импульс к преодоления недуга. Подобный опыт существует и в нашей стране, только роль дельфинов взяли на себя лошади. Метод получил название «иппотерапия». Он дает стойкий положительный эффект при работе с детьми, страдающими ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Мы проверили это на собственном опыте. Некоторое время у нас была возможность заниматься иппотерапией на стадионе «Строитель». Дети с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата получили мощный заряд положительной энергии, наметился явный прогресс в их развитии. Однако, по ряду объективных причин занятия были временно приостановлены, но при первой же возможности мы возобновим их.

Общение с животным стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться и трудиться, дает возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. При этом самым ценным личностным сдвигом, происходящим в процессе реабилитации, можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть болезнь, осознание своей полноценности.

Особо ценным в анималотерапии признается возможность ребенка приобрести личный опыт проявления доброты, великодушия, сочувствия. Ребенок с особыми образовательными потребностями, лишен возможности проявлять эти чувства в повседневной жизни, т.к. по определенным причинам он, как правило, окружен опекой взрослых, которая зачастую оказывается чрезмерной. Это крайне отрицательно сказывается на психическом благополучии ребенка, без которого резко снижается результативность коррекционно-восстановительных мероприятий. Нами замечено, что дети, общающиеся с животными, дают лучшую динамику показателей эффективности реабилитации, чем дети лишенные этой возможности. Причем это наблюдение касается и психолого-педагогического, и медицинского, и социального аспекта реабилитации.

В литературе встречаются данные о том, что животные каким-то образом оздоравливают то место, где находятся. В частности приводятся ссылки на эксперимент французских ученых. Суть его состояла в следующем. Собаку поместили в изолированное помещение, атмосфера которого была заражена болезнетворными объектами (вирусы, бактерии, грибки и т.п.). Через некоторое время бокс открыли. Собака была жива и абсолютно здорова, в то время как все возбудители болезней погибли, и воздух стал практически чистым. Вообще давно известно, что в домах, где держат животных, болеют значительно реже.

Сравнительно недавно была выделена в самостоятельный вид психотерапевтического воздействия ландшафтотерапия. В основе метода лежит использование созерцания естественных ландшафтов для стабилизации психо-эмоционального состояния и активизации творческих способностей индивидуума. Для работы мы используем не только естественные ландшафты, но и их фото- и видеоизображения, а также компьютерные версии. Хотя, конечно же по силе воздействия они не сравнятся с натуральными природными видами, где задействуются все анализаторы организма, включая зрение,обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат. Ландшафтотерапия может применятся для решения широкого круга задач – не только психотерапии и психокоррекции, но и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях и различных малых группах, велики ее возможности в укреплении и восстановлении здоровья, т.к. гармоничное сочетание природных факторов имеет мощный оздоровительный потенциал.

Не менее эффективной в стимуляции развития ребенка может быть «сенд-плей» - терапия или «песочная терапия». Ее принцип был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Сейчас она используется в самых различных целях. Песок может помочь в развитии мелкой моторики, в коррекции звукопроизношения, в обучении грамоте и счету. Но самое главное, «песочные» творения ребенка расскажут о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях больше, чем любые расспросы. Играя с песком, ребенок может разрешить какие-то свои проблемы, «отыграть» острые ситуации да и просто снять напряжение. Оказывается, что, создавая картину из песка и разыгрывая различные сюжеты, человек (независимо маленький или большой), переносит на «песочный» лист ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

Мы используем удивительные возможности песка на прогулках в теплое время года, а в скором времени планируем создать условия для круглогодичной работы с песком в помещении.

Большое значение в работе педагогов и психологов нашего центра имеет использование законов видеоэкологии – науки об организации визуального пространства человека. Для психики любого человека, особенно ребенка, губительны однородные видимые поля (черно-белая клетка, горошек, повторяющиеся рисунки на здании, окна в многоэтажке и пр.). Они могут вызвать приступы немотивированной агрессии даже у очень спокойного человека. Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы детей окружала как можно более разнообразная среда, богатая предметами на которых может остановиться взгляд. Это во многом способствует профилактике неврозов и неврозоподобных состояний у детей и стимулирует их познавательное развитие. Из этого следует, что интерьер любого учреждения, а тем более, детского, не имеет права быть скучным и однообразным, и за это отвечаем мы - взрослые.

В нашем центре вся визуальная среда организована с учётом законов видеоэкологии. Нет однообразных интерьеров, агрессивных видимых полей, стены украшают изделия художественно-прикладного творчества, созданные руками детей и сотрудников.

Оформление центра несет на себе не только эстетическую нагрузку, но и является важным звеном в процессе комплексной реабилитации. Так, например, в холле у кабинета врача висит тактильное панно, сделанное руками детей из природного и бросового материала. Гречка, скорлупа фисташек, детали из солёного теста, кусочки ткани, клеёнки, тесьмы – вот лишь некоторые элементы из которых изготовлена картина. Оригинальное цветовое решение, разность фактур, интересный сюжет привлекают внимание ребёнка, стимулируют его познавательную и двигательную активность, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Исследуя панно, ребенок не только получает положительные эмоции, но и обогащает свой сенсорный опыт.

Немалую роль играет внешняя среда в создании положительного психоэмоционального настроя и налаживании доверительных отношений между сотрудниками и посетителями центра. Вся атмосфера дышит теплом и домашним уютом, а дома, как известно, и стены помогают. Это отмечено не только нами, но и многочисленными посетителями и гостями из различных уголков нашей страны и из-за рубежа.

Реабилитация – процесс сложный и многогранный. От слаженной работы всех его составляющих зависит в конечном итоге долгосрочный результат. Но специалисты не могут находиться с ребенком постоянно, поэтому огромное значение мы придаем привлечению родителей к активному участию в коррекционно-восстановительной работе. Обучение методикам, подбор литературы, семинары-практикумы, консультации, дни открытых дверей – это лишь некоторые формы работы с родителями. Нами была разработана и внедрена программа «Интерактивные методы в работе с родителями». В ее основе лежит принцип активного взаимодействия с родителями и быстрое решение возникающих проблем организации работы. Трудности, запросы, пожелания родителей отслеживаются на всех этапах реабилитационного процесса, что помогает гибко реагировать на изменение ситуации и вносить необходимые коррективы. Интерактивность понимается нами как прямой диалог с родителями в режиме обратной связи. Основной метод работы в этом направлении – анкетирование. Нами была разработана особая форма анкеты, которая так и называется «Обратная связь». Анализ первых результатов обнадеживает. Родители охотно идут на контакт, высказывают свои пожелания и предложения, обозначают круг вопросов, интересующих их и, что, особенно приятно предлагают помощь в оформлении центра, проведении культурно-досуговых мероприятий. На основании анкет нами были сделаны выводы о наиболее эффективных методах работы. Самыми непопулярными оказались общие родительские собрания, а самыми приемлемыми консультации и обучающие занятия. Эти сведения помогли внести коррективы в планирование работы с родителями. Они стали не пассивными созерцателями работы специалистов, а активными, заинтересованными участниками процесса от которых в значительной степени зависит результат реабилитации.

Показателем работы любого специалиста, а тем более, целого коллектива, служит высокая эффективность в конечном результате. Но есть немало примеров того, когда достижения ребенка без соответствующей работы со стороны родителей сводились к нулю. Родители были просто не готовы к тому, чтобы прикладывать усилия к дальнейшему процессу развития и закрепления полученного результата. Особенно это заметно при работе с детьми с ограниченными возможностями. Нашу задачу мы видим в том, чтобы создать у родителей устойчивую мотивацию к поддержанию и сохранению здоровья ребенка, а также созданию такой мотивации у самого ребенка.

Нам хотелось бы привести слова одного из пропагандистов здорового образа жизни: «Основной потребностью человека является потребность быть здоровым, только, к сожалению, осознается она тогда, когда удовлетворить ее уже нет никакой возможности». Задача врачей, педагогов, психологов, просто людей думающих о будущем детей пробудить в общественном сознании стремление осознать значение основополагающей потребности - быть здоровым. Это в конечном итоге и будет показателем долгосрочной эффективности нашей с вами работы.

В государственном областном автономном учреждении социального обслуживания населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения» уделяется большое внимание «оздоровлению старости», что особенно актуально для пожилых жителей Крайнего Севера. В учреждении накоплен большой опыт по внедрению инновационных технологий, форм и методов социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

В социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов одним из широко используемых направлений является социокультурная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов. Для успешной социальной реабилитации пожилых людей очень важным является применение индивидуального подхода к личности реабилитируемого, учитывающего его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон и уровень культуры и образования, индивидуальные потребности и интересы.

Социокультурная реабилитация не только способствует уменьшению выраженности отягощающих факторов, обусловленных продолжительным пребыванием в одиночестве, ограниченном пределами своей квартиры, но и имеет профилактическое значение в противостоянии депрессии, нервно-психическим расстройствам и даже суицидам пожилого и старческого возраста.

Одной из первых задач социокультурной реабилитации является выявление видов деятельности и направлений, интересующих пожилых людей и инвалидов, и содействие в их реализации. С этой целью в каждом заезде проводится опрос пожилых людей в форме анкетирования, составляется социальный паспорт на каждого получателя услуг, изучаются интересы и предпочтения пожилых людей. Чтобы помочь им выбрать приемлемую форму проведения реабилитирующего досуга, необходимо показать варианты возможных форм отдыха. Создаются условия для расширения контактов через организацию клубной или кружковой деятельности для пожилых людей и инвалидов.

В рамках социокультурной реабилитации проводятся мероприятия, направленные на восстановление жизненных сил и здоровья клиентов с помощью организации досуговых форм активности. Используются традиционные формы рекреации (просмотр развлекательных телепередач, участие в массовых досуговых мероприятиях, проведение тематических бесед, встреч, праздников и др.). Для того чтобы рекреация могла обеспечивать интеграцию клиента в общую социокультурную среду, отделение взаимодействует с учреждениями культуры города: центральной городской библиотекой, городским Дворцом культуры, Детской школой искусств, учреждением дополнительного образования детей: Домом детского творчества, благотворительным фондом «Полярный свет», Свято-Троицкой церковью.

В социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов функционируют различные по форме творческие объединения. Здесь каждый может найти себя в творческой самореализации, интересном и содержательном проведении свободного времени (кружок «Умелые руки», клуб любителей поэзии «Лира», вокальная группа «Зоряночки» и др.). Пожилые люди и инвалиды получают возможность самореализации, раскрытия творческого потенциала, повысить уровень самооценки. Повышение уровня самооценки приводит к позитивному восприятию окружающего, «эмоциональному выздоровлению».

С целью профилактики психологического здоровья, улучшения качества жизни, пропаганды здорового образа жизни в 2011 году в учреждении внедрен социальный проект «Комната психологической релаксации («сенсорная комната») как метод оздоровления пожилых людей» . Сеансы в сенсорной комнате с помощью цвета и музыки способствуют внутренней гармонии, нормализации сна, активизируют мозговую деятельность. Доля пожилых людей, воспользовавшихся сенсорной комнатой в 2015 составила 42%, в I кв. 2016 - 82% от числа обслуженных граждан. Степень удовлетворенности граждан составляет 100%.

С 2012 года успешно реализуется социальный проект «Университет третьего возраста» (факультеты: «Домашняя академия», «Основы компьютерной грамотности») - курсовое обучение граждан пожилого возраста по различным учебным и просветительским программам. Обучение проводится в форме лекций, бесед, тренингов, теоретических и практических занятий, самостоятельных работ. Каждый пожилой человек может выбрать наиболее понравившийся ему факультет или посещать оба.

На факультете «Обучение компьютерной грамотности» проходит обучение пожилых людей навыкам работы с компьютерной техникой и предоставление возможности для общения с друзьями и родственниками в социальных сетях и по Скайпу. Обучение способствует сохранению и восстановлению социальных, в том числе родственных, связей, преодолению социальной изоляции, сохранению социальной активности пожилых людей, удовлетворению потребностей в коммуникации. Обучение проводится 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. В 2015 году на факультете обучились 10 человек.

Факультет «Домашняя академия» включает обучение различным техникам декоративно-прикладного творчества. В ходе работы тренируется мелкая моторика рук, возвращается их ловкость, разрабатываются мелкие суставы, тренируется память, пространственное мышление. Обучение способствует развитию личностного потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов, профилактике одиночества, улучшению качества жизни через активные контакты с участниками группы, социальной реабилитации через приобщение пожилых людей к творчеству. В 2015 году на факультете прошли обучение 78 человек.

Все пожилые люди, прошедшие обучение в «Университете третьего возраста», отмечают значительное улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия.

В отделении с 2014 года успешно реализуются такие направления, как социальный и виртуальный туризм. Это очень интересные и перспективные направления. Социальный и виртуальный туризм объединяет пожилых людей, имеющих общие интересы и желающих повысить свой культурный уровень. Социальный туризм реализуется за счет собственных резервов учреждения (автотранспорт, штатный водитель) или путем благотворительной помощи Кольской АЭС.

В рамках технологии осуществляется организация и проведение экскурсионных маршрутов по историческим и природным достопримечательностям Мурманской области. Экскурсионные маршруты формируются с учетом пожеланий и состояния психического и физического здоровья пожилых людей. Результатом реализации технологии является повышение качества жизни, сохранение позитивного отношения к жизни и социальной активности, межличностное общение, обогащение эмоциональной жизни, расширение культурно-познавательного кругозора, развитие интереса к истории родного края.

В 2015 году технологией «Социальный туризм» были охвачены 246 человек, что составило 70% от общего числа обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов. Результаты опросов показывают 100% удовлетворенность пожилых людей.

Технология «Виртуальный туризм» способствует привлечению маломобильных граждан, а также пожилых людей, не имеющих достаточных финансовых средств для самостоятельных путешествий, к просмотру культурно-познавательных и просветительских видеофильмов о культурных достопримечательностях России и других стран с целью стимулирования их интереса к окружающей жизни. Пожилые люди с удовольствием «попутешествовали» по Италии, Венгрии, Португалии, Тайланду, столицам мира, Золотому кольцу, «съездили» на Соловки и т.д. Данной технологией в прошлом году было охвачено 120 человек (34% от общего числа получателей услуг).

Применение технологии «Виртуальный туризм» способствовало не только расширению культурного кругозора, но и созданию условий для общения, эмоционального обмена. удовлетворению разнообразных культурно-познавательных интересов. Данная технология используется и в отделении социального обслуживания на дому.

В рамках физкультурно-оздоровительного направления в отделении реализуется проект «За здоровьем - на тренажере!». В марте 2014 года проект стал победителем во Всероссийском открытом публичном конкурсе среди общественных и некоммерческих организаций по разработке и реализации социально значимых проектов Госкорпорации «Росатом». Цель проекта - создание благоприятных условий для сохранения здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов, ведения ими активного образа жизни и улучшения качества жизни. На выделенные средства были закуплены тренажеры и спортивный инвентарь. Из числа граждан, получающих социальные услуги в социально-реабилитационном отделении, в каждом заезде формируются группы пожилых людей с учетом их основных заболеваний, индивидуальных и возрастных особенностей, составляется расписание занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

Среди целевой аудитории - граждан пожилого возраста и инвалидов, занимающихся в тренажерном зале, был проведен опрос, опрошено 20 человек. Все респонденты выразили благодарность за предоставленную возможность заниматься на тренажерах. 100% опрошенных отметили уменьшение эмоционального напряжения, повышение эмоционального комфорта, повышение уверенности в собственных силах, развитие позитивного общения и взаимодействия с окружающими. 60% опрошенных отметили улучшение физического самочувствия. 40% опрошенных связывают отсутствие явных физических улучшений с небольшим периодом занятий. В 2015 году поправили свое здоровье 127 человек, что составляет 40% от общего числа обслуженных граждан.

Реализуются и другие оздоровительные и общеукрепляющие технологии. С 2015 года реализуется социально значимый проект «Пешком к полноценной жизни!» (скандинавская ходьба). Актуальность проекта заключается в возможности простым способом решить многие проблемы здоровья пожилых людей, проживающих в условиях Крайнего Севера, не прибегая к медикаментозному лечению. Ведь ни для кого не секрет, что лекарства сейчас очень дорогие. Таким образом, реализуя проект «Пешком к полноценной жизни!», мы сможем помочь пожилым людям сделать очередной шаг к здоровому образу жизни и активному долголетию. Преимуществом данного проекта является его доступность и невысокая стоимость. Доля, привлеченных к занятиям пожилых людей в 2015 году, составила 85% от общей численности граждан, состоящих на обслуживании в отделении.

Ежедневное наблюдение за состоянием здоровья пожилых людей, анализ состояния их здоровья показывает улучшение показателей физического и психического здоровья у 90% занимающихся. На основе полученных данных специалисты отделения составляют рекомендации для дальнейших самостоятельных занятий. Степень удовлетворенности любителей скандинавской ходьбы, выявленная в ходе мониторинга, опросов составляет 100%. К перспективам дальнейшего развития можно отнести увеличение приверженцев скандинавской ходьбы. По словам пожилых людей, занимаясь в группе единомышленников, они получают не только улучшение самочувствия, веру в свои возможности, но и общаются с такими же целеустремлёнными и энергичными людьми, как они сами. Очень радует тот факт, что на улицах города все чаще стали появляться пожилые люди с палками, среди которых очень много бывших «клиентов» отделения.

С 2015 года успешно реализуется технология по трудотерапии. Для ее реализации разработана программа «Трудотерапия - важный метод социально-психологической реабилитации пожилых людей и инвалидов»

Технология направлена на тренировку бытовых движений и восстановление нарушенных двигательных навыков. Обучение проводится по направлению «Занятия по трудотерапии» в течение 14 дней, продолжительность занятия - 1 час. В 2015 году по данной программе было обучено 327 человек, что составило 93% от общей численности обслуженных граждан.

В ходе мониторинга было установлено, что у 98% пожилых людей наблюдается улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия, облегчение восприятия и переживания проблем. Практически все овладели новыми техниками декоративно-прикладного творчества.

Регулярно творческие работы пожилых людей демонстрировались на выставках, в т.ч. городских, а связанные теплые вещи: носки, варежки, шарфы передавались в дар малообеспеченным пожилым людям.

С 2015 года в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов используется технология по адаптивной физкультуре. Технология направлена на профилактику дефицита физической активности и преждевременного старения. В 2015 году ею было охвачено 94% от общей численности получателей услуг отделения.

На основе данной технологии в 2016 году была разработана и реализуется в настоящее время программа «Адаптивная физкультура для пожилых людей».

Программа включает организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с пожилыми людьми и инвалидами посредством привлечения их к регулярным занятиям физической культурой, лечебной физкультурой, к участию в спортивных соревнованиях по скандинавской ходьбе, шашкам, шахматам и др.

Результатом реализации данной технологии является получение положительных эмоций, оздоровление организма, сохранение и продление социальной активности, повышение устойчивости к психотравмирующим ситуациям, улучшение сна. 100% участников программы удовлетворены результатами занятий.

Широко используются различные технологии и инновационные методы работы и в отделении социального обслуживания на дому. Так, например, технология «ЗОЖ (здоровый образ жизни) - путь к долголетию» включает в себя следующие направления: просветительская работа (пропаганда среди получателей услуг отделения здорового образа жизни); совместное (социальный работник и получатель услуг) приготовление диетических блюд; физкультурно-оздоровительные мероприятия: прогулки на свежем воздухе; двигательная активность для маломобильных клиентов (ходьба по квартире, выход на балкон для принятия воздушных ванн); «Я - Самая» (стимулирование мотивации женщин пенсионного возраста на улучшение своего внешнего вида (косметические маски для волос и тела, маникюр, обновление гардероба и т.д.).

Результатами реабилитационных мероприятий являются восстановление навыков самообслуживания, частичное восстановление здоровья, снятие состояния напряженности и беспокойства, что ведет к повышению качества жизни. Вся работа в этом направлении строится на индивидуальном подходе и на основании составленного социально-психологического портрета пожилого человека.

В 2011 году был разработан и внедрен «бригадный метод социального обслуживания». Суть бригадного метода - распределение планового объема работы не на отдельных работников, а на коллектив бригады, который гарантировал бы выполнение работы независимо от сложившихся обстоятельств (болезнь, отпуск и т.п.).

В течение нескольких лет «бригадный метод» видоизменялся в соответствии с новыми требованиями законодательства, новыми подходами в обслуживании граждан. В настоящее время «бригадный метод» осуществляется в следующей форме: одна бригада, состоящая из двух социальных работников, предоставляет трудозатратные социальные услуги (купание, сопровождение при госпитализации и др.). Вторая бригада из двух специалистов по социальной работе выполняет следующие виды работ: первый специалист осуществляет услугу «покупка и доставка промышленных товаров» (с использованием автотранспорта) одновременно для групп от 20 до 30 получателей услуг. В месяц он оказывает до 60 услуг. Второй специалист, в рамках услуги «систематическое наблюдение за состоянием здоровья», осуществляет выписку рецептов, в месяц оказывается до 160 услуг.

Принцип работы первой бригады позволяет избегать травм при оказании услуг, требующих физических усилий, предоставлять услуги должного качества с соблюдением требований охраны труда. Экономия рабочего времени по двум услугам, оказываемым второй бригадой, составляет до 80 часов в месяц. В результате высвобождается время для оказания дополнительных платных услуг, снижается нагрузка в период отсутствия основного работника. В 2015 году этим методом обслуживались 10 человек, в квартале 2016 года - 18 человек. Степень удовлетворенности граждан, выявленная в ходе опросов, составляет 100%.

В работе с пожилыми людьми, состоящими на социальном обслуживании на дому, а также с их родственниками используются такие формы работы как «Школа компьютерной грамотности на дому» и «Школа по уходу за пожилыми людьми». В «Школе компьютерной грамотности» пожилые люди обучаются начальным навыкам пользования компьютером, умению выходить в Интернет, общаться друг с другом и своими семьями, проживающими отдельно, в социальных сетях, совершать различные операции: от заказа билетов на поезд до оплаты коммунальных платежей и др. Всего в 2015 году обучились - 9 человек, за I полугодие 2016 года - 11 человек.

Технология «Школа по уходу за пожилыми людьми» включает обучение родственников пожилых людей и инвалидов, а также социальных работников принципам общего ухода (навыкам медицинских манипуляций, профилактики осложнений, личной гигиене, правилам питания и кормления, методам дезинфекции), психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний, информирование и консультирование по использованию технических средств реабилитации и о видах и формах социальной помощи.

В 2015 году в ней обучились 24 человека, в том числе: из числа родственников пожилых людей - 16 человек, из числа сотрудников учреждений - 4 человека; в I квартале 2016 года - 3 человека из числа родственников пожилых людей и 2 человека, относящихся к категории «инвалиды».

В 2016 году в учреждении реализуется инновационная технология «Выходные без одиночества». Технология включает в себя социальный патронаж и сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

Социальный патронаж - это социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, оказание им социально-бытовых услуг и психологической помощи в зависимости от нуждаемости. Социальный патронаж осуществляется в вечернее время, в выходные и праздничные дни, с привлечением добровольных помощников (волонтеров).

Социальный патронаж включает систематическое наблюдение за пожилым человеком с целью своевременного выявления степени его дезадаптации, ухудшения здоровья, оказание помощи в выполнении социально-бытовых услуг, гигиенических процедур.

Сопровождение - вид деятельности комплексного центра социального обслуживания, включающий комплекс мер, направленный на осуществление контроля, сбор и анализ информации, полученной от пожилого человека, оказание помощи различного характера, от психологической до транспортной. Комплексный центр социального обслуживания населения осуществляет подбор кандидатур добровольных помощников (волонтеров).

Этапы реализации технологии:

  • I этап - выявление граждан, нуждающихся в социальном патронаже;
  • II этап - подбор добровольных помощников (волонтеров) для осуществления социального патронажа;
  • III этап - осуществление сопровождения и оказание содействия в решении проблем пожилых людей, использование возможностей межведомственного взаимодействия (при необходимости).

Для установления патронажа существует ряд условий:

  • патронаж устанавливается только с личного согласия пожилого человека;
  • причинами установления патронажа должны являться: состояние здоровья пожилого человека, которое не позволяет ему самостоятельно и в полном объеме осуществлять самообслуживание (тяжелое заболевание, инвалидность, преклонный возраст и пр.);
  • пожилой человек, над которым устанавливается патронаж, должен быть полностью дееспособен в интеллектуальном плане, то есть быть в состоянии адекватно оценивать свои поступки, принимать решения с учетом последствий их принятия;
  • между гражданином, над которым устанавливается патронаж, и добровольным помощником должны присутствовать доверительные отношения.

В связи с участием в реализации технологии добровольных помощников (волонтеров), социальный патронаж осуществляется на безвозмездной основе.

Социальный патронаж может быть прекращен или приостановлен по личному желанию одной из сторон, по ряду объективных причин, например, таких как помещение патронируемого в лечебное учреждение, др.

Эффективность технологии: улучшение жизнедеятельности пожилого человека, продление пребывания пожилых граждан и инвалидов в домашних условиях, в привычной социальной среде, ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, содействие оптимизации затрат бюджета, сокращение очередности в пансионаты для пожилых людей и психоневрологические интернаты.

В реализации данной технологии приняли участие в 2015 году - 3 пожилых человека и 2 волонтера, в I квартале 2016 года - 3 граждан пожилого возраста и 3 (волонтера).

Результатами реализации технологии должно стать улучшение жизнедеятельности пожилого человека (пребывание пожилых граждан и инвалидов в домашних условиях, в привычной социальной среде), ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, содействие оптимизации затрат бюджета, сокращение очередности в интернаты для пожилых людей и психоневрологические интернаты, содействие развитию волонтерской деятельности.

Предоставление услуг сиделки по уходу на дому за тяжелобольными и лежачими гражданами, нуждающимся в постоянном квалифицированном уходе, а также оказание помощи семьям с тяжело и длительно болеющими родственниками. Технология является альтернативой помещению их в стационарные социальные и медицинские учреждения.

Лежачий больной нуждается в постоянном уходе: его надо регулярно мыть, менять белье, кормить с ложечки, делать массаж - иначе появятся пролежни, давать назначенные врачом лекарства, развлекать, беседовать и многое другое. Для родных наличие тяжелобольного и лежачего больного ставит перед выбором: либо бросать работу и заниматься всем самим, либо находить тех, кто может помочь справиться с проблемой.

С 2013 года в рамках технологии «Надомные сиделки» обслуживаются 10 человек из числа инвалидов и пожилых людей старше 80 лет, из них 2 человека обслуживаются бесплатно, с 8-мью гражданами заключен договор об оказании социальной помощи на основе частичной оплаты.

В реализации технологии участвуют социальные работники отделения социального обслуживания на дому. На одного социального работника, реализующего данную технологию, приходятся два получателя услуг. В течение пяти рабочих дней социальные работники выполняют свои обязанности два раза в день: один раз - в первую половину дня и один раз - во вторую половину дня, длительность каждого посещения составляет 3 часа. При необходимости услуги предоставляются и в субботу. Все социальные услуги, оказанные сверх объема, осуществляются за дополнительную оплату.

Наиболее востребованными социальными услугами являются: санитарно-гигиенические услуги, кормление, систематическое наблюдение. В среднем каждый гражданин получает 159 услуг в месяц.

С целью создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие нервно-психической напряженности привлекается психолог.

Реализация технологии экономически более выгодна для государства, нежели содержание одного клиента в стационарном учреждении. Кроме экономической выгоды, эффективность технологии заключается в повышении качества жизни, создании условий для квалифицированного ухода за тяжелобольными гражданами, пожилыми людьми и инвалидами на дому. Численность обслуженных лиц в 2015 году составила 10 человек, в настоящее время на обслуживании состоит также 10 человек.

Одним из новых методов, применяемых в организации социального обслуживания на дому, является «Метод рационального распределения нагрузки на социальных работников».

Метод - совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

К задачам, стоящим перед учреждением, относятся:

  • повышение качества социального обслуживания населения за счет применения эффективных методов;
  • высвобождение кадровых ресурсов, в том числе и для предоставления дополнительных услуг.

Потребность в предоставлении социальных услуг более высокого качества поставила вопрос о специализации труда социальных работников, осуществляющих надомное обслуживание населения. В последнее время большое внимание уделяется механизмам интенсификации труда, специализации социальных услуг, их классификации в зависимости от индивидуальной потребности (нуждаемости) получателей социальных услуг

На базе учреждения с момента внедрения платного социального обслуживания и выявления группы получателей услуг, определившихся на получение услуг по выбору, т.е. получение услуг на условиях оплаты по тарифам, внедряется метод организации социального обслуживания с учетом перечня услуг, на которые заявился потребитель.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют 10 социальных работников, нагрузка на одного составляет 14,4 получателя услуг. В специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживание граждан осуществляют 10 социальных работников; нагрузка на одного работника составляет 7,5 человек. В службе «Надомные сиделки» обслуживание осуществляют 4 социального работника, нагрузка на одного социального работника - 1,75 человека.

По результатам проведенного анализа количества предоставляемых услуг гражданам выявлено 26 человек, состоящих на обслуживании на условиях частичной оплаты. Учитывая кратность и периодичность предоставляемых услуг, было рассчитано, что всем этим получателям может оказывать услуги один социальный работник.

Социальный работник, осуществляющий обслуживание получателей услуг на условиях частичной оплаты, занят преимущественно оказанием услуг доставки (продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения), уборкой жилых помещений, в том числе с привлечением сторонних организаций и оплаты коммунальных платежей, с одной стороны, и услуг, предусматривающих более длительное общение с клиентами (помощь в приготовлении пищи, уборка, беседы, сопровождение на прогулку, психологическая поддержка, другие социальные услуги), с другой стороны.

Востребованность в услугах граждан на условиях частичной оплаты, следующая:

  • оплата коммунальных платежей - 80%;
  • доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости составляет 75%;
  • уборка жилых помещений - 75%;
  • доставка по заключению врачей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения - 65%;
  • оказание социально-правовых услуг - 100%.

Периодичность посещения социальным работником получателей социальных услуг варьируется в зависимости от индивидуальной нуждаемости:

  • 1 человек - 3 раза в неделю;
  • 5 человек - 2 раза в неделю;
  • 8 человек - 1 раз в неделю;
  • 5 человек - 1 раз в месяц;
  • 7 человек - 2 раза в месяц.

Нагрузка социального работника составляет: в день - 4-6 человек; в среднем в месяц одному получателю оказывается 14 услуг; в месяц услуги получают 26 человек, общее количество оказываемых услуг - 350, осуществляется 103 посещения. Месячные трудозатраты - 156 часов, что соответствует среднему количеству рабочих часов при 36 дневной рабочей неделе.

Целесообразность внедрения этого метода в условиях нашего муниципалитета очевидна: он позволяет увеличить число обслуживаемых при тех же финансовых и трудовых ресурсах, значительно улучшить качество и своевременность предоставления услуг. Отсутствует «временная привязанность» к посещению. Есть возможность планирования работы на месяц и оказания услуги «одним днем». При количественном увеличении численности группы нагрузка на 1 соцработника не превышает нагрузку на 1 социального работника, работающего с группой от 12 до 14 человек.

Реализация данного метода ведет к высвобождению социальных работников для решения других функций и задач.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сегодня важной задачей, стоящей перед работниками системы социального защиты населения, является внедрение в практическую деятельность как традиционных, так и инновационных технологий. Инновационный процесс должен быть комплексным и постоянно совершенствоваться.

Основной технологической задачей социальной работы с пожилыми людьми является выявление социальной проблемы, от характера которой и будет зависеть определение содержания, инструментарий, формы и методы социальной работы.

Инновационные технологии при активной социальной поддержке могут приобрести массовый характер и послужить основой для общественно-государственного регулирования, стандартизации социальных услуг, стать методом решения реальных социальных проблем. Нельзя не отметить, что разработка и реализация социальных проектов, с одной стороны, стимулирует поиск новых методов работы, а с другой - позволяет находить дополнительные источники финансирования.

Внедрение инновационных технологий и методов работы, разработка программ и проектов влияет не только на вовлечение пожилых людей в активную социальную жизнь, влияет на сохранение здоровья и повышение качества социального обслуживания граждан, но и на реализацию профессиональных навыков работников сферы социального обслуживания населения.

Социальная значимость использования разных подходов состоит в вовлечении пожилых людей в общественную жизнь для сохранения уверенности в себе, убеждении в значимости своей личности, противодействии социальной изоляции и одиночеству, оживлении социальных контактов, поощрении независимости.

Специалист ГОАУСОН
«Полярнозоринский КЦСОН»
Романова Е.Г.