Роль и значение медицины в современном обществе. Роль медицины в обеспечении здоровья. К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи

План урока

Дата:

Класс: 9

Тема: Роль медицины в нашей жизни

Цель: Создание языковой среды способствующей повторению лексического материала по теме “Health ” и грамматического материала, развитию речевых способностей, воспитанию у учащихся интерес к здоровому образу жизни

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, наглядный материал

Организационная часть (приветствие, сообщение цели урока).

T : Good morning children .

S : Good morning teacher .

T : Sit down please.

S: Thank you.

T: Today at the lesson we are going to revise grammar and lexical material we have learned within the theme “Medicine”. To do it we will listen to some dialogues, read texts and do crosswords. Can you tell me what material was new for you?

S: Modal verbs and present perfect tense.

T: You are quite right. Let’s begin then.

Look at the screen. I have a monster. Describe it . Be careful and don’t forget about plural forms.

S: The monster has got …

T : Well done . Our next task is listening . You will hear the conversation twice and decide if the statements on the screen are TRUE or FALSE.

Statements on the screen :

The boy has got the flu.

The boy’s back hurts.

The boy’s temperature is normal.

He must take tablets.

He should drink hot tea with lemon.

Давайте, прежде всего, повторим некоторые слова, которые могут вам понадобиться: (translate into Russian )

What’s the matter?

How are you?

The flu

I have got the flu.

Back

Hurt

Temperature

Take tablets

You should

Tea with lemon

После первого прослушивания можно выяснить, что поняли дети, какие слова не поняли.

После второго прослушивания идет работа с утверждениями. Сильных учащихся можно попросить исправить утверждения согласно тексту.

T: Great. Let’s continue. Our next task is in AB. Оpen your AB, page 79, ex. 6. Look through the GRAMMAR HINT. What is the difference between the modal verbs must and should.

T: Good. What do you think, can we do without doctors?

S: Yes, sometimes we can.

T: I agree with you. In these cases we can use home medicine. What are these cases?

S: headache, a cold, a cut, a burn (not serious).

T: Yes. Do you use home medicine&

S: Yes, I do.

T: What home medicine do you use?

S: tea with lemon, warm compress and so on.

T: I offer you to read a text and learn about some other home medicine.

Read the text and match illnesses and advice. Be attentive . (соедините болезни и способы их лечения).

T : Super . Are you tired ? Let’s play to have a rest. Tell us about your problem. And your friends will give you advice. You can also mime your problem.

Попытайтесьупотреблятьмодальныеглаголы, повелительноенаклонениеиотрицательныепредложения.

S: I’ve got a cold. – Consult a doctor. (or You should consult a doctor).

T: You are so artistic. Have you ever had an appendicitis?

S: Yes, I have.

T: And you?

S: No, I haven’t.

T: What tense do we use to tell about what we have had?

S: Present perfect.

T: right. How is it formed?

S: have/has+the third form of the verb

T: Yes, quite right. Tell me about health problems you have ever had.

S: I have had a cold this month.

T: Do the exercise 7 on the page 79 in your Activity Books. Well done. I think you have been working well today and so you deserve a prize. I know you like crosswords. I have a crossword for you. Do it, please.

Дата публикации 05.02.2015

Главным составляющим уровня благосостояния любого государства является физическое и социальное благополучие людей, которые живут в нем, и это безусловный факт. По большому счету, все материальное богатство государства - ничто без конкурентоспособного человеческого капитала, и первый всегда создается вторым.

Какова роль медицины в развитии государства? Что из себя представляет медицина 21 века?

В настоящее время проводится много дискуссий на эту тему, но уже сегодня ясно абсолютно всем, что отношение к медицине как расходной части бюджета – это пережиток 20 века и нельзя игнорировать роль медицины в развитии потенциала государства.

И, исходя из этого, надо полагать, что без хорошей медицины вряд ли возможно достичь надлежащего уровня социального благополучия. Этим и объясняется выделение медицины в один из главных приоритетов развития государства в международной шкале оценки конкурентоспособности страны.

Достижения в области медицины наиболее ярко отражают уровень развития науки любой страны и поэтому успех в лечении того или иного заболевания становится предметом повышенного интереса мирового сообщества, и не сравнить интерес людей к новым методам лечения рака с решением какой-нибудь трудной математической формулы.

21 век начался с бурного развития информационных технологий и этот фактор коренным образом поменял жизнь человека, сделав ее более комфортной.

Интернет и цифровые технологии прочно вошли в повседневную жизнь человека и уже трудно представить человеческий быт без информационных и цифровых технологий.

Параллельно с этим, кардинально изменился облик мира, существовавшие долгие годы стены рухнули, глобализация сделала планету открытой и доступной для каждого.

В этих условиях начало формироваться совершенно новое общество, свободное от запретов и тотальной цензуры. Открытость границ позволила видеть проблемы внутри страны путем простого визуального сравнения нашей системы с любой системой мира.

Многие виды отношений между людьми коренным образом трансформировались и глубоко упростились.

В медицине развитие коммуникативных технологий происходит весьма медленно, поскольку по своей сути отрасль является консервативной.

Исторически, в отношениях между врачом и пациентом врач всегда занимал главенствующее положение и на идеализацию его профессии и статуса работали все общественные институты. Любая информация по медицине, заслуживающая доверия доводилась только до врача чрез специальную литературу, а для населения была доступна лишь информация, упрощенная в виде напоминаний или предупреждений.

Нынешние условия заставляют менять этот стереотип. Фундаментальные основы медицины нуждаются в адаптации к новым быстроменяющимся обстоятельствам. Медицина меняет свою форму отношений с пациентом и все более тесно ориентируется на его нужды.

Это мировой тренд. В условиях высокой образованности общества пациенты получают информацию со всех источников через Интернет и порой более информированы, чем некоторые специалисты. Поэтому профессия врача уже немыслима без постоянного самосовершенствования.

Постоянно повышающиеся требования к профессии врача со стороны населения и высокая моральная и юридическая ответственность уже становятся причиной того, что в мире уже не хватает более 5 миллионов врачей.

Эти особенности характерны и для медицины нашей республики, которая переживает аналогичные проблемы.

Если вспомнить 90-е годы с тотальным дефицитом всего: от элементарных лекарств до средств гигиены, когда каждый пациент шел на госпитализацию со своими постельными принадлежностями, покупал все, что необходимо для операции то, конечно же, в материальном отношении медицина сделала большой рывок. Однако, не было той критики и волны возмущений, которые испытывает медицина сейчас.

Так что же произошло сейчас? В условиях, когда медики получили современное оборудование, а больницы стали чище и светлей, почему много нареканий на уровень качества медицинских услуг?

Давайте попробуем разобраться в этом.

Первое. Отношение общества и государства к здоровью человека является главным фундаментом модели здравоохранения.

Что является товаром в медицине, здоровье или медицинская услуга? Это главный вопрос, на который каждая модель здравоохранения отвечает по-разному. Если это здоровье, то как определить его стоимость? А если это услуга, то сколько стоит услуга кардиохирурга, пересадившего донорское сердце или услуги педиатра вылечившего вирусную инфекцию у ребенка?

Любой товар можно потрогать, стандартизировать, оценить на вкус и т.д. Как оценить состояние пациента после операции на головном мозге? Он остался жив и способен обслуживать себя сам – это хороший показатель работы? А если он умер, поскольку опухоль была глубокой, то это, стало быть, плохая работа врача?

Кроме того, означает ли то, что улыбчивый и вежливый специалист лучше, чем замкнутый? Те, кто знаком с хирургами знают, что в большинстве своем они немногословные люди, поскольку знают цену врачебной ошибки и человеческой жизни. Поэтому данный метод определения компетентности, характерный для сферы услуг, как торговля, вряд ли применима для медицины.

Что играет главную роль в сохранении здоровья и насколько это зависит от врача?

Общеизвестно, что главным компонентом сохранения здоровья является отношение самого человека к собственному здоровью. Каждый человек с детства знает, что курить вредно, потому что вызывает рак, злоупотреблять алкоголем нельзя – это причины алкоголизма и цирроза и т.д. Но многие ли соблюдают эти элементарные правила?

Ежедневно и особенно в праздничные дни приемные отделения наших больниц забиваются пьяными, кричащими, плюющими и оскорбляющими медработников пациентами с различными травмами. Медики же терпеливо переодевают их, смывают грязь и кровь, оперируют, перевязывают и т.д.

При этом каждый пациент считает, что его болезнь самая сложная и заслуживает первоочередного осмотра, равно как каждый родитель считает своего ребенка самым дорогим на свете, и каждый из них абсолютно уверен, что врач должен уделить внимание только ему.

Вот здесь и кроется одна из главных проблем медицины – она не вписывается в стандартные законы рынка, поскольку слишком важен и неоценим предмет товара. Когда в медицину внедрились сложные технологии, и она стала высоконаучной, то естественно подорожали и услуги. И сегодня вряд ли кто способен напрямую оплачивать стоимость этого «товара», имея серьезную болезнь. Поэтому данный вопрос всегда решается за счет государственных средств или медицинского страхования. Но, имея ту или иную модель медицины, параллельно необходимо принимать и ее недостатки. Бюджетная модель предполагает бесплатность, доступность медицинских услуг для всех, а это, в свою очередь, означает повышенную потребляемость услуг населением, наличие очередей, низкое качество и хроническую нехватку денег в системе.

Если модель страховая, то она позволяет обеспечить доступ к услугам медицины в полном объеме только для определенной части населения, в зависимости от его дохода и уровень дохода определяет объем и виды услуг.

Поэтому, на сегодняшний день, в цивилизованном мире уже нет абсолютно бюджетной или страховой модели, практически все успешные модели представляют собой симбиоз этих подходов с администрированием преимущественно бюджетных или страховых денег.

Таким образом, можно сделать вывод, что от модели здравоохранения и способов распределения этих ресурсов зависит и поведение участников системы. Если это бюджетная модель со строгими правилами распределения денег, гарантирующая все и всем бесплатно, то необходимо и признавать ее недостатки в виде очередей, заваленных бумагами врачей получающих фиксированную и очень маленькую зарплату.

Вторая по важности причина, это отсутствие мотивации у самих медицинских работников к производительности труда. Чтобы обеспечить социалистический лозунг о полной бесплатности медицины в начале прошлого века коммунистическая партия включила медицину в социальный блок и установила остаточный принцип ее финансирования.

Зарплата с тех пор устанавливается врачу не за результат и качество труда, а за количество проведенного в больнице времени, то есть по почасовому принципу.

Конечно, в такой системе можно работать сутками и получать мизерную зарплату и можно получить ее, не загружая себя дополнительной ответственностью. Чтобы обеспечить семью и соответствовать статусу в такой системе, врачу ничего не остается делать, как брать дополнительную работу в виде дежурств, ставок или же искать дополнительные пути получения вознаграждений от пациентов.

Бесспорно, что двигателем реформ в любой сфере являются опытные и обученные менеджеры, знающие основы управления предприятием или целой отраслью. Но сегодня с сожалением нужно констатировать, что развитие менеджмента в регионах происходит зачастую по субъективным признакам.

Казахстан состоялся как государство с динамично развивающейся экономикой. Политика Главы государства в кратчайшие сроки вывела страну в число активно развивающихся стран среднеазиатского региона. Во всех отраслях экономики установлены высокие стандарты, соответствующие мировому уровню, внедряет их продвинутая молодежь, обученная по президентской программе в лучших ВУЗах мира, свободно владеющая несколькими языками.

И в этом потоке рыночной экономики отдельным «островком» социализма сохранилась медицина, все еще живущая декларативными лозунгами советской социальной политики, где труд врача приравнен труду неквалифицированного персонала других сфер оказания услуг.

Поэтому крайне важно, чтобы система оплаты труда медиков соответствовала мировым стандартам и зависела только от компетентности врача и качества его труда. А это возможно только в рыночной модели здравоохранения.

Поэтому надо приветствовать тот факт, что скоро в медицине будут установлены рыночные принципы путем внедрения обязательного медицинского страхования. При этом основная часть финансирования будет осуществляться государством, а дополнительная – за счет средств работодателя и самого работника.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время деньги бюджета распределяются больницам за каждого пролеченного больного и система финансирования абсолютно идентична страховой модели. Поэтому при создании страхового фонда и передаче ему средств бюджета и страховых платежей кардинальных изменений в механизме финансирования не произойдет.

Другое дело, что бюджетный контроль с тотальной отчетностью и субъективизмом определения объемов финансирования, отсутствием мотивации к экономии и реинвестиций стали тормозом в развитии рыночных отношений в медицине. Поэтому, единственным способом установления объема финансирования больницы в зависимости от качества и сервиса оказываемых услуг является внедрение обязательного медицинского страхования, когда каждый человек будет твердо знать, куда ему лучше пойти и на какой объем медицинской помощи он имеет право и сколько это стоит.

Третьим немаловажным фактором является имидж самой профессии. Профессия врача, как и любая другая, не ограждена от ошибок. Невозможно за короткий промежуток времени обучить и воспитать хорошего специалиста по любым из направлений медицины. Врачевать во все времена было искусством, и эта профессия оценивается как данное Богом. Так и относились к представителям этой профессии и каждый врач, начиная от Гиппократа и Авиценны до нынешних представителей, оставлял свои знания своим ученикам или в научных трактатах и книгах. На основе личного опыта и знаний, полученных от своих учителей, каждый врач минимизировал ошибки и совершенствовал свое искусство.

Хороший врач, как хороший представитель любой профессии, представляет собой штучный экземпляр и глупо требовать, чтобы все были виртуозами. Поэтому главный принцип медицины «Прежде всего, не навреди» актуален в любой эпохе. У каждого звена в медицине своя неоценимая роль и от того, как выстроены взаимоотношения этих звеньев в цепочке системы, зависит эффективность отрасли в целом.

Важно помнить, что главными действующими лицами системы являются пациент и врач. И любые новшества в отрасли, не удовлетворяющие хотя бы одну из сторон, обречены на провал.

Но, следуя данной логике, главным звеном в медицине является врач, опыт и профессионализм которого является главным, притягивающим пациентов фактором. Стало быть, в отрасли должна быть создана среда для его профессионального роста и адекватная заработная плата.

Однако значительных сдвигов пока не происходит и только потому, что деньги, получаемые больницей за счет деятельности врачей и медсестер, расходуются на большие административные расходы и закуп различной техники и медикаментов. В результате этого создана искаженная ситуация когда «топ-менеджеры» отдельных центров стали получать ощутимые зарплаты при минимальных заработках самих профессионалов.

Развитие больниц в сторону самостоятельности и ухода от «кабальных» бюджетных процедур предполагает корпоративный метод управления, что является весьма эффективным способом обеспечения прибыльности организации. Однако руководства ряда клиник, воспитанные старой школой, конечно же, все еще руководствуются изжившими себя авторитарными методами распределения ресурсов.

Когда встает вопрос о роли врача в обществе, нужно, наверное, чаще напоминать всем сухие факты статистики. Каждый день в стране проводится свыше 2 тысяч операций, принимается более 1 тысячи родов, обслуживается свыше 420 тысяч человек в поликлиниках и 18 тысяч вызовов скорой помощи.

Каждый хирург страны в год оперирует около 200 экстренных пациентов, обреченных на смерть без оказания медицинской помощи и, таким образом, хирург с 30 летним стажем возвращает к жизни 6000 человек. А всего врачей в стране около 60 тысяч.

При этом всегда нужно помнить, что любая, даже самая малая манипуляция в медицине имеет свой, пускай и ничтожный процент осложнений, зависящих от реакции организма на эту манипуляцию или инъекцию.

Каждая, даже малая по объему операция на брюшной полости оставляет свой след в виде спаек, а большие по объему операции всегда имеют риск возникновения более сложного осложнения. Ни один здравомыслящий хирург не скажет вам, что он в совершенстве владеет техникой удаления аппендицита, поскольку вариантов его расположения и воспаления столько, сколько индивидуальностей самого человека.

Но эти осложнения ничто по сравнению с тем, что человек получает возможность жить, дышать и радоваться каждому дню своей жизни.

Некоторые аспекты медицины имеют философский характер. Например, лечение ракового больного некоторыми препаратами стоят несколько десятков миллионов тенге и при этом общеизвестно, что они продлевают жизнь обреченному на смерть больному на 2-5 лет. Ряд операций на открытом сердце с замещением его части искусственным, продлевает жизнь человека в среднем на 5 лет. Некоторые считают эти расходы необоснованными и «выброшенными» на ветер.

Но, с другой стороны, сколько стоит год жизни человека? И представьте, что этот больной это Вы или ваш близкий человек.

И, наверное, нужно ценить это счастье, что мы живем в стране, где государство обеспечивает этими услугами и препаратами своих граждан бесплатно.

Медицина - одна из немногих отраслей, которая работает круглосуточно и все 365 дней в году, в любую погоду и время суток.

Сейчас наблюдается очередная паника с очередной инфекцией, под названием лихорадка Эбола. Кто-то работает в этих очагах, лечит этих смертельно больных, заражается и умирает сам. Этот кто-то и есть медицинский работник. Нет сомнений, что вирус будет нейтрализован и мир скоро забудет о нем, как и о многих других смертельных болезнях.

Поэтому, прежде чем ругать врача-профессионала, наверное, стоит, сначала снять перед ним шляпу.

Эрик Байжунусов

И.о Генерального директора РГП на ПХВ "Республиканский центр развития здравоохранения"

В современном обществе большинство людей в той или иной степени сталкивается с медициной и различными средствами лечения заболеваний. С первых попыток лечения человек использовал для этих целей огромное количество разнообразных средств, поиск которых никогда не прерывался. Одни из них исчезли из арсенала медицины как малоэффективные и были заменены более совершенными, другие, как оказывающие на организм вместе с положительным и отрицательное воздействие, третьи сохранились до наших дней. Растения же применяются человеком на протяжении всей истории его развития.

Использование растений для лечения вообще широко распространено в животном мире. Описаны многочисленные случаи самоизлечения животных при поедании различных трав и растений. Некоторые из этих наблюдений явилась ценными для человека. Так, в древних арабских рукописях рассказывается о том, как эфиопские пастухи обратили внимание на коз, начинавших оживленно прыгать и резвиться после поедания листьев кофейного кустарника. В результате проверки этого наблюдения было установлено возбуждающее действие не только листьев, но и бобов кофе. В настоящее время напиток кофе получил столь широкое распространение и популярность, что нет необходимости останавливаться на достоинствах (и недостатках) его использования.

Левзея сафлоровидная, применяемая в настоящее время в медицине как общеукрепляющее и тонизирующее средство, среди народов Сибири называется еще и маральим корнем. Охотники неоднократно наблюдали, как уставшие от погони олени поедают стебли и корни левзеи, после чего убегают. В дальневосточной тайге Приморья косули и другие дикие животные охотно едят жесткие листья кустарника элеутерококка. Такое необычное поведение вызвало предположение, что живoтныe лечатся. Действительно, тщательное изучение элеутерококка, проведенное, в частности, И.И. Брехманом, привело к обнаружению у него выраженных тонизирующих и адаптогенныx свойств. Бурятские охотники утверждают, что раненые олени охотно поедают красную гвоздику, в результате чего у них очень быстро прекращается кровотечение из ран. Как кровоостанавливающее средство гвоздика до сих пор применяется в народной медицине.

Дикие и домашние животные поедают растения, обладающие антигельминтными свойствами, например, полынь. В Бурятии для излечения овец от гельминтов их периодически выгоняют на пастбище, где растет туган-цыган. В Закавказье утверждают, что гималайские медведи с той же целью поедают цветки рододендрона. По-видимому, такое лечение и описал замечательный советский писатель-натуралист Н.И. Сладков: "Жует медведь цветы с отвращением, оттопыривая губы, давится, плюется, но глотает". Как человек открывал целебные свойства растений, мы, естественно, точно установить не можем. Несомненно, что путь к познанию лечебных трав был долгим и трудным.

Формирование человека как вида началось в лесу среди растений, которые в первую очередь привлекали к себе внимание людей. Главной пищей для первобытного человека являлись плоды, стебли, корни и корневища травянистых растений. Вместе с пищевыми растениями обнаруживались и лекарственные. Такие открытия были случайными. В результате многократного повторения лечебного действия отдельных растений человек стал понимать связь между наступившим облегчением страдания и применением какого-либо средства. Он запоминал полезные действия растений и при необходимости пользовался ими. "По всей вероятности, все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны впервые были открыты дикарями, которые были к тому подвигнуты крайней необходимостью, прошли через бесчисленное множество подобных опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно", - писал Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Полученные сведения о лекарственных или токсических свойствах растений передавались от поколения к поколению и на протяжении многих веков накапливались в народе, слагаясь в опыт народной медицины.

Несомненно, что лекарственные растения явились первыми лечебными средствами, которые сознательно стал применять человек. В первобытном обществе искусством врачевания, по-видимому, владело все взрослое население, в связи с чем становится понятным, почему Иван Петрович Павлов (1849 -1936) в работе по истории медицины писал о врачах: "Их деятельность - ровесница первого человека... было бы несправедливо считать историю медицины с письменного его периода".

Изучая историю применения лекарственных растений, известный специалист в этой области Нина Георгиевна Ковалева сделала удивительно точный вывод о том, ..... что первый лекарь на земле был фитотерапевт. И быть практически только фитотерапевтом человеку пришлось в течение сотен лет, так как животная пища еще долго оставалась лишь случайным дополнением к растительной, а поэтому он и не мог достоверно обнаружить ее целебные свойства. Даже в период появления письменности, как свидетельствуют обнаруженные записи, большинство лекарственных средств имело растительное происхождение.

"Лечение растениями не является надуманным, изобретенным способом лечения. Успешное применение растений с лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма. Поэтому не только первобытный человек, и но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски", - пишет Н. Г. Ковалева.

Сбор растений, приготовление лекарств и лечение заболевших требовало много времени, знаний и опыта. Поэтому по мере развития общества информация медицинского характера сосредоточивалась у определенных лиц. В древности это были, как правило, служители религиозных культов - шаманы, жрецы и т.п., позднее появилась профессия врача. Однако сведения о полезных свойствах целебных растений используются не только научной медициной, они и сейчас живут в народе, передаваясь от поколения к поколению. И знания о том, что прекрасным средством, останавливающим кровотечение из небольшого пореза, является подорожник, а при "куриной слепоте" нужно есть морковь, что слива и чернослив послабляют, а черемуха закрепляет и многое другое, мы получаем раньше, как правило, не от врача, а от своих близких. Научная и народная медицина не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальный Государственный Университет Физической Культуры им.П.Ф.Лесгафта

Кафедра Гигиены

Доклад на тему « Личное здоровье и его роль в жизни человека»

Выполнил студент 4 курса 5 группы

ФИОиСТ Винокуров Виталий

Санкт-Петербург 2013

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1, 5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2, 5ч. До сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет, сидячий, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. здоровье отдых режим сон

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих, сидячий, образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1, 5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0, 5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т. д.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной, а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания:оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Доброе здоровье – основное условие и залог полноценной, счастливой, долгой и активной жизни. Благотворное влияние труда на организм человека, полезность чередования физических и умственных нагрузок. Потребность во сне, роль семьи и здорового питания.

    презентация , добавлен 06.12.2009

    Необходимость соблюдения режима труда, отдыха, сна, питания, личной гигиены и физкультуры для сохранения здоровья. Принципы закаливания организма. Шумы и их влияние на организм. Химические и биологические загрязнения среды. Профилактика вредных привычек.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Определение здоровья и благополучия. Признаки эмоционального благополучия и его достижение. Факторы, определяющие здоровый образ жизни: питание, физическая нагрузка, распорядок сна, режим труда и отдыха. Здоровье людей и благополучие окружающей среды.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Рождение и распад семьи - редпосылки и причины. Государственная охрана семьи. Основные слагаемые здоровья будущей матери. Здоровье ребенка и факторы семьи в сохранении его здоровья. Новорожденные риска. Питание беременной женщины. Здоровье отца и семьи.

    реферат , добавлен 23.04.2008

    Сущность и необходимость валеологии как науки о здоровье. Роль режима труда и отдыха, двигательной активности. История выращивания табака, особенности влияния курения на организм человека. Химический состав табачного дыма, вредное действие никотина.

    презентация , добавлен 31.03.2012

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Проблема сохранения здоровья трудоспособного населения. Гигиенические исследования условий труда и их оценка. Современные аспекты условий труда и состояние здоровья работников горнодобывающей промышленности. Оценка репродуктивного здоровья горнорабочих.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Роль режима труда и отдыха, правильного питания в повышении работоспособности и долголетия человека. Биологические ритмы живой материи. Оптимальный двигательный режим, закаливание. Личная гигиена и здоровье человека. Влияние алкоголя, табака, наркотиков.

    реферат , добавлен 09.10.2015

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней и сестринского дела


Реферат

на тему: Роль и ответственность врача в обществе.

по дисциплине : Коммуникативные навыки


Выполнила: Естаева А.А.


Алматы 2012


План


Введение

.Роль врача в обществе

.Ответственность врача в ятрогении

.Врачебная ошибка

Заключение

Литература


Введение


Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач - также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.


1. Роль врача в обществе


Профессия медика наряду с некоторыми другими - например учителя или ученого - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые - развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

·"честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

·быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

·проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

·хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

·доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

·постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе "Профессии".

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.


2. Ответственность и обязанности врача


Обязанности

·удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (с диплом, звание, лицензия);

·добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

·соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

·дисциплинарную,

·административную,

·уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).


3. Ответственность врача в ятрогении


С проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности медика, следует связать и моральный аспект такого явления как ятрогении, под которыми большинство современных авторов понимает ущерб здоровью пациента или прямо по вине медиков, или под воздействием медицинских факторов, ставших враждебными данному человеку. Причем зачастую ятрогении открывают перед нами не просто ошибки отдельных врачей, но и теневые стороны врачевания в современных условиях в целом.

В последнее время появились принципиально новые моменты в постановке этой древней проблемы, принявшей сегодня, образно говоря, характер ятрогенной эпидемии.

До недавнего времени в публицистике и специальной литературе имели место сообщения лишь о ятрогениях в западных странах. Широко известна была так называемая талидомидная трагедия, когда в результате приема талидомида беременными женщинами в Европе и США родилось более 10 тыс. детей с врожденными пороками. Едва ли не более масштабной ятрогенией явилось применение эстрогена для предотвращения самопроизвольных абортов, в результате чего были отмечены десятки тысяч случаев рака влагалища, аномалий развития половых органов и способности к зачатию у девочек, родившихся от матерей, принимавших эстроген. В последние годы стало доступным знание и об отечественных ятрогениях, до того закрытое. Первым известным нам трагическим фактом стало инфицирование вирусом СПИД 150 новорожденных в одной из больниц г. Шымкента. Стали широко известны и другие случаи ятрогений.

Многие ятрогении слабо изучены или малоизвестны. Так, в 1986 г. было доказано, что многократная флюорография ведет к увеличению частоты заболевания раком молочной железы на 60%, но до сих пор ежегодное флюорографическое обследование остается принудительным в наших лечебных учреждениях. Безусловно, медики должны осознавать всю меру ответственности за опасность распространения заболеваний, причинами которых являются медицинские вмешательства.

Иными словами, в процессе углубления наших знаний о живой материи ценностный статус свободы в биомедицинских исследованиях, имеющих дело с уникальными единичными объектами (человеческий геном, здоровье конкретного индивида), предполагает необходимость самоограничений со стороны исследователей и формирование концепции коллективной ответственности за результаты научного поиска. Из плоскости индивидуальной понятие ответственности трансформируется в ранг коллективной ответственности за ущерб, наносимый человеку.

Правомерно поставить также вопрос о соотношении ятрогений и врачебных ошибок. Большинство авторов считают, что врачебные ошибки - это часть ятрогений, где имеет место профессиональная ответственность, моральная виновность врача. Некоторые жестко разграничивают их, полагая, что ятрогении - это болезни, непосредственной причиной которых являются действия врача, а врачебные ошибки - это случаи осложнений лечения, когда непосредственную вину врача трудно установить. С точки зрения А.Я. Иванюшкина, термины врачебные ошибки и ятрогении иногда обозначают отдельные разновидности неправильного лечения.

В иных случаях бездействие врача, приводящее к неблагоприятному исходу болезни у пациента, является врачебной ошибкой, но вряд ли целесообразно называть такие случаи ятрогениями. Прогнозируемое врачом побочное действие лекарства является ятрогенией, но не врачебной ошибкой. Подавляющее же большинство случаев неправильного лечения является ятрогениями, которые одновременно следует считать врачебными ошибками.

Понятие ятрогении отражает преимущественно объективные стороны (клиническую, патогенетическую) неправильного лечения, поэтому ятрогении часто так и называют: болезни от лечения, болезни прогресса медицины, болезни медицинской агрессии и т.д. В обобщенном виде ятрогении - как психогенная, так и соматогенная - есть следствие профессиональной деятельности (нередко гиперактивности) врачей, медиков, когда их действия в какой-то момент утрачивают клинически-рациональное оправдание, когда некоторые терапевтические (диагностические, профилактические) медицинские акции становятся вредными и даже опасными для здоровья и жизни пациентов.

В понятии врачебные ошибки подчеркивается больше субъективная сторона - умение (точнее, неумение) врача применить общие положения медицинской науки к отдельным случаям заболеваний, оценка неправильного лечения под углом зрения ответственности врача. Большинство случаев ятрогений, когда они рассматриваются как судьбы конкретных больных, должны восприниматься и переживаться лечащими врачами как врачебные ошибки, что соответствует традиции медицинской этики, ее пониманию свободы и ответственности врача.


. Врачебная ошибка


Врачебная ошибка - незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Правовая сторона

Законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен, поэтому юристы его как правило не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

·«Врачебная ошибка - ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»

·«Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков»

·«Врачебная ошибка - неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача»

·«Врачебная ошибка - неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике»

Разрабатываемые медиками концепции (в частности, представление об уголовной ненаказуемости «врачебной ошибки» по причине добросовестности заблуждения врача) противоречили положениям уголовно-правовой науки и потому фактически оказались вне сферы практического применения.

Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:

Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.

Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.

Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

Но с точки зрения закона единственное основание для уголовной ответственности - состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В каждом случае, который называют «врачебной ошибкой» (с юридической точки зрения это очень широкое понятие), необходимо определить наличие или отсутствие состава преступления.

Медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики (проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии).

При отступлении от обычаев медицинской практики, в случае пренебрежения канонами медицины всегда следует ответственность по закону.

Медицинская сторона

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка вне зависимости от тяжести последствий не наказуема юридически; она является не уголовно-правовой проблемой, а медицинской (организационно-методической). Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина - не математика, ошибки в ней случаются.

В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.

Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждаются эти вопросы, что суживает проблему и само по себе является ошибкой.

В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.

Опыт работы врачей с участием в многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях свидетельствует, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия.

Причины возникновения

Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum еst» - «Человеку свойственно ошибаться».

Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических принципов, невежества. Субъективные причины: переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится 60 % от общего их количества. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок, также как и представитель любой специальности. Однако из-за особенности профессии они приобретают общественное значение.

С целью предотвращения врачебной ошибки, медперсонал всё чаще использует методы оборонительной медицины.

Врачи о врачебных ошибках

·Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания. Гиппократ

·Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов.

·Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки. Т. Бильрот.

·Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и … довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват, нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шёл на риск для спасения жизни. Н. М. Амосов

·Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать её. И. А. Кассирский.

·Врачевание связано с риском, даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей - одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. В. В. Вересаев.

·Если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? Законы нужно соблюдать, но все же… О. Е. Бобров.


Заключение

врачебный ошибка ответственность больной

Репутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.