Характеристики психической травмы. Что такое психологическая или эмоциональная травма? Каковы симптомы эмоциональной травмы

Психологическая травма (краткое обозначение – психотравма) – теоретическая конструкция, используемая для наименования некоего вреда, нанесенного психоэмоциональному состоянию личности.

Суть психологической травмы

На сегодняшний день отсутствует единое определение данного термина и не существует четких критериев, по которым можно дифференцировать психотравму от иных вредоносных факторов. Однако большинство людей, включая профессиональных психологов, под термином «психологическая травма» подразумевает, что в жизни индивида имело место какое-либо психотравмирующее событие, или на персону оказывают воздействие какие-либо внешние или внутренние факторы, наносящие ущерб психическому здоровью или лишающие душевного равновесия.

Из-за такой нечеткости и расплывчатости в определении, многие академические умы относят термин «психологическая травма» к псевдонаучным, бытовым понятиям, предпочитая использовать более точный конструкт: «состояние, возникшее в результате психотравмирующего события и воздействия стрессовых или фрустирующих факторов».

Стоит отметить, психологическая травма по своей сути коренным образом отличается от явления «травма психическая». Понятием «травма психическая» обозначают реальный, объективно подтвержденный вред, доставленный психике кем-либо или чем-либо, ставший причиной сбоя в функционировании психики, приведший к дисфункции высшей нервной деятельности человека. Следствие психической травмы – заметные, явно выраженные нарушения нормальной работы психики. Например: у человека наблюдаются «провалы» в памяти, он перестает узнавать родственников, не может четко и логично выразить свои мысли, утрачивает способность оценивать, анализировать, сопоставлять явления реальности.

Психологическая травма не приносит таких катастрофических последствий для психики. Человек остается дееспособным и адекватным. Он сохраняет критический взгляд на свое состояние. После психологической травмы индивид способен адаптироваться в социуме. Изменения, определяемые в эмоциональной, волевой, когнитивной, мнестической сфере психики, – не глобальные, динамичные и обратимые. Фактически, возникшие дефекты в психике, например: невозможность сконцентрировать внимание или , – отражение нестабильного или угнетенного психоэмоционального состояния, а не следствие деструктивных поражений психики.

К понятию «психологическая травма» отнесены и длительно действующие слабо выраженные неблагоприятные обстоятельства, и внезапно возникшие интенсивные негативные факторы абсолютно любого содержания. Однако гипотетически эти явления могут вызвать душевное нездоровье, проявляемое как в изменении эмоционального фона, так и в появлении аномального поведения у человека, который объективно признан психически здоровым. Из-за отсутствия четких критериев любое событие, вызвавшее сильную эмоциональную реакцию негативного окраса, может быть интерпретировано, как психологическая травма.

Предполагают, что психологическая травма может инициировать развитие пограничных состояний психики, формированию расстройств невротического уровня, в числе которых:

  • тревожно-фобические (навязчивые страхи);
  • обессивно-компульсивные ( и ритуальные действия);
  • конверсионные (истерия);
  • астенические ();
  • аффективные (депрессия).

Однако в таком контексте понятие «психологическая травма» идентично результату труднопереносимой (стрессогенной) ситуации, то есть является состоянием перегрузки системы психической регуляции. Именно в связи с этим и наблюдаются основные следствия психотравмы: исчезает гармония во внутреннем мире субъекта, нарушается равновесие между личностью и средой обитания человека.

Феномен «психотравма» достиг наибольшего изучения и распространения в рамках исследования причин и проявлений посттравматического стрессового расстройства. Адепты кризисной психологии, выдвинувшие и изучающие патогенетические механизмы данной патологии, трактуют термин «психотравма», как пережитое душевное потрясение в результате особых условий взаимодействия индивида и окружающего мира. Предприняты попытки описать признаки, причины и критерии психологической травмы, о которых пойдет речь далее.

Причины психологических травм

В числе вероятных обстоятельств, которые могут вызвать психологическую травму, следующие причины.

Группа 1

Любое однократное критическое событие, наступившее внезапно, которое индивид интерпретирует, как сильный удар. Примерами таких кризисов являются ситуации, в результате которых особа получила физическую травму:

  • собственная спортивная, бытовая, профессиональная травма, ставшая причиной потери нормальной функциональности организма;
  • автокатастрофа, вызвавшая тяжелые последствия для здоровья;
  • неожиданно возникшая необходимость в хирургической операции;
  • серьезная вирусная или бактериальная инфекция, приковавшая человека к койке в палате интенсивной терапии;
  • нападение злоумышленников, сопряженное с физическими травмами;
  • ранение или увечье, связанное с выполнением профессиональных обязанностей (например: ожоги, полученные пожарником при ликвидации очага возгорания);
  • резкое ухудшение здоровья в результате стихийного бедствия или военных действий.

Группа 2

Причины психологической травмы кроются в непредвиденных изменениях привычного образа и условий жизни человека, статуса и положения в обществе. Примерами таких ситуаций являются:

  • смерть близкого родственника;
  • разрыв отношений с близким человеком;
  • развод с супругом;
  • потеря работы;
  • необходимость поменять сферу деятельности;
  • ограбления, кража, мошеннические действия, в результате которых особа потеряла средства для существования;
  • изнасилование;
  • непредсказуемо возникшие долги;
  • вынужденное изменение жилищных условий или смена места жительства;
  • нежданно, случайно возникшие проблемы с законом (например: наезд на пьяного пешехода).

Группа 3

Причиной психологической травмы могут быть и хронически действующие , которые в индивидуальном, субъективном восприятии индивида являются значимыми. Примерами таких «затяжных» стрессов могут быть:

  • тюремное заключение;
  • тяжелая соматическая болезнь;
  • конфликты в семье;
  • проживание с супругом-наркоманом;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера на работе;
  • разногласия с начальством, коллегами и подчиненными;
  • проблемы сексуального характера;
  • чрезмерная перегрузка и дефицит отдыха.

Однако следует уточнить: какиебы глобальные трудности и душевные страдания не испытывал человек, необязательно стрессы спровоцируют психотравму . Для того чтобы стрессоры перешли в разряд психотравмирующих факторов, должны быть соблюдены следующие условия.

Фактор 1

Для психологической травмы свойственен навязчивый характер воспоминаний: человек постоянно мысленно возвращается к произошедшему событию, анализирует обстоятельства, видит настоящее через призму негативного явления. Однако точно разделить: когда негативное восприятие мира является итогом психотравмы, а когда выступает свойством личности – в большинстве случаев невозможно.

Фактор 2

Вовлеченность личности: индивид не может разделить себя и психотравмирующее событие. Человек не способен дистанцироваться от проблемы, взглянуть на произошедшую ситуацию другим взглядом, сохраняя спокойствие и хладнокровие. То есть индивид отождествляет свою личность с негативным явлением. Однако такая вовлеченность не может быть однозначно трактована, как показатель психотравмы: многие люди просто не имеют достаточных психологических знаний и любую мелочь интерпретируют, как личную драму.

Фактор 3

Произошедшее событие вызывает серьезные изменения психоэмоционального статуса и препятствует естественному процессу саморазвития и самосовершенствования. Фактически проблема останавливает человека на прежней ступени развития или возвращает на более низкий уровень. Однако остановка в развитии и пассивное отношение к жизни – характеристики довольно многих людей. Поэтому этот фактор также нельзя однозначно трактовать как критерий психологической травмы.

Среди иных факторов, которые потенциально могут стать причиной психотравмы:

  • персона не была морально готова к конкретному сценарию;
  • человек ощущал собственное бессилие и не мог предотвратить такой ход событий;
  • кризис был намеренно спровоцирован окружающими людьми;
  • индивид соприкоснулся с бесчувственностью, жестокостью, насилием, предательством со стороны тех людей, от которых он не ожидал таких действий;
  • явление потребовало колоссальных затрат психической энергии.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, психологическое травма – это не описание конкретного эпизода, это указание на наличие острой эмоциональной реакции индивида на событие. То есть чем больше страданий, страха, беспомощности человек ощущает в какой-то ситуации, тем катастрофичней для него становится это психотравмирующее событие, соответственно – больше риск развития психологической травмы.

Признаки психологической травмы

Какие признаки могут информировать, что у человека развилась психологическая травма отношений? Поскольку психотравма – это ни расстройство, ни синдром, ни заболевание, а очень размытое понятие, не могут быть выделены какие-либо специфичные симптомы этого кризиса. Однако многочисленные обследования людей, которые описывали, что переживают психологическую травму, показывают: имеются определенные переживания, изменения в сферах психики и поведении, которые являются механизмами реагирования на дистресс. При этом человек не реагирует на кризис: «правильно» или «неправильно», а чувствует, думает, поступает отлично от привычного образа, проявляя широкий спектр разнообразных симптомов.

В числе признаков психологической травмы названы:

  • ощущение потери собственной безопасности и убеждения в наличии угрозы;
  • переживания бессилия, беспомощности;
  • появление иррациональной навязчивой ;
  • возникновение идей самообвинения и самоуничижения;
  • появление саморазрушительных жизненных сценариев, например: суицидальных идей или алкоголизма;
  • отрицание произошедшего события;
  • чувство обиды, гнева, ярости;
  • изнуряющая тоска, ощущение безысходности;
  • невозможность сосредоточить внимание, рассеянность;
  • неспособность думать о чем-то другом, как о кризисном событии;
  • утрата желания действовать;
  • невозможность получать удовольствие от объективно приятных явлений жизни;
  • добровольное полное уединение из социума;
  • глобальное переживание одиночества, покинутости, ненужности.

О том, что человек пережил психотравму, могут информировать:

  • появление проблем со сном: бессонница, прерывистый сон, ночные кошмары;
  • изменение пищевых привычек: навязчивое переедание или полный отказ от пищи;
  • вегетативные знаки: скачки давления, сердцебиение, тремор конечностей, обильное потоотделение;
  • появление болевых синдромов психогенного характера;
  • отсутствие логичности в действиях индивида, торопливость, суетливость, непоследовательность;
  • невозможность выполнить привычную работу из-за трудности сконцентрировать внимание;
  • быстрая утомляемость, непреодолимая усталость даже после продолжительного досуга;
  • плаксивость, интенсивные реакции на мельчайший раздражитель;
  • двигательное беспокойство, желание куда-то бежать;
  • утрата интереса к противоположному полу.

Лечение психологической травмы

С психологической травмой справедливо утверждение: время – лучший лекарь. Действительно, со временем пережитое горе утрачивает свою актуальность, человек возвращается в привычный ритм жизнедеятельности. Однако для многих современников процесс восстановления после психологической травмы проходит очень сложно. Или вместо желаемого обретения равновесия человек получает уже реальные невротические либо психические расстройства, требующие лечения.

Всем людям без исключения, которые пережили психотравмирующую ситуацию, необходимо обратиться за врачебной помощью, если переживания психотравмы одолевают более трех месяцев. Однозначными сигналами о необходимости лечения являются:

  • угнетенное состояние и тоскливое настроение;
  • раздумья о бесполезности жизни и идеи о смерти;
  • навязчивый страх одиночества;
  • тотальная боязнь смерти;
  • иррациональная тревога, предвкушение неизбежной катастрофы;
  • бессонница или инсомния;
  • неконтролируемые вспышки агрессии;
  • хронические болезненные ощущения при отсутствии органического заболевания;
  • упадок сил и иные проявления астении;
  • сексуальная дисфункция;
  • приступы ;
  • признаки анорексии или булимии;
  • психосенсорные расстройства: и ;
  • ярко выраженные провалы в памяти;
  • двигательное возбуждение;
  • нарушение социальной адаптации;
  • появление навязчивых форм поведения.

Необходимо экстренно приступить к лечению психологической травмы, если у человека демонстрируется суицидальное поведение, развились пагубные зависимости: алкоголизм, токсикомания, неконтролируемый прием фармакологических средств.

В зависимости от сути психологической травмы, демонстрируемых симптомов, стадии развития невротического расстройства избирается метод психотерапевтического лечения. Хорошие результаты в лечении последствий психотравм показывают:

  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • гештальттерапия;
  • нейролингвистическое программирование;
  • психоссугестивная терапия;
  • методы провокативной терапии.

Следует учитывать, что в состоянии индивид не может оказать себе необходимую помощь. Поэтому в кризисные часы крайне важна адекватная, компетентная, целенаправленная помощь опытного специалиста. Коварство психологических травм состоит в том, что их следствия могут быть заметны не мгновенно, а через десятилетия. При этом глубина воздействия стрессовых факторов может лежать вне пределов сферы сознания, и наличие реальной проблемы может быть незаметным взгляду неспециалиста. Психологическая помощь, а при необходимости лечение, позволит преодолеть психологическую травму более быстро и сведет к минимуму риск развития опасного психического расстройства.

Оценка статьи:

читайте также

Проблема суицидов стала особенно актуальной в последние десятилетия. Причины, виды, профилактические меры по предотвращению самоубийств.

По определению Фрейда травма – это эмоциональное потрясение, пережитое индивидом и не подлежащее психологической переработке, и сопровождающие его непреодолимые аффекты. Другой вариант определения: неожиданное чрезмерное раздражение, под влиянием которого привычные способы функционирования психического аппарата оказываются бессильными и Эго становится абсолютно беспомощным.

Психотравма или психологическая травма сильно влияет на жизнедеятельность и состояние человека.

Психотравма - это, безусловно, вред, который нанесли психологическому здоровью человека своими действиями другие люди или неблагополучные обстоятельства. Различают психическую и психологическую травму. При психической травме нарушается нормальная работа психики. При психологической травме психика не нарушается, человек остается адекватным, хорошо адаптируется в социальной среде.

С чего начинается психотравма?

Любое событие, которое остро переживается человеком и которое расценивается им как удар: смерть или потеря (уход) близкого человека, нападение, изнасилование, ограбление; для ребенка это может быть испуг, любое потрясение, развод родителей.

Как проявляется психотравма?

· Человек начинает много плакать, даже незначительные события могут вывести его из равновесия и привести к слезам.

· Также человек, получивший психотравму, может все время говорить об этом, возвращаться к воспоминаниям вновь и вновь - это называется навязчивыми воспоминаниями. В тяжелых случаях человек начинает все события рассматривать негативно.

· Человек начинает себя сливать с этой ситуацией и не может посмотреть на нее со стороны, он вовлечен в нее и не может дистанцироваться от этой психотравмирующей ситуации.

Чем страшна психотравма?

Если человек перенес психотравму - его психическое или психологическое состояние нестабильное и работает, мягко говоря, "не правильно". А следовательно, дальнейшее развитие его личности тоже пойдет не по тому руслу. У каждой личности развитие может пойти по-разному, это зависит от индивидуальных особенностей: может развиться аутоагрессия (агрессия, направленная на себя - путь саморазрушения: здесь склонность к травматизму, заболеваниям, суициду и т.д.); некоторые стараются "уйти" от решения проблем при помощи употребления наркотиков, алкоголя, хотя это тоже путь саморазрушения; некоторые выбирают путь асоциального поведения.

Основные сведения

По интенсивности психотравмирующие воздействия делятся на массированные (катастрофические), внезапные и острые, приводящие к резкому подавлению адаптационных возможностей человека; по социально-значимым последствиям - на узконаправленные и многопланового действия, при которых страдают параметры социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.); по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости (силы духа) и устойчивости к ударам судьбы. Роль психотравмы может сыграть известие о наличии тяжелого заболевания, о необходимости проведения сложной операции. Например, в связи с онкологической, или кардиологической патологией. Там, в кардиохирургической практике у 26.1% больных с пороками сердца в послеоперационный период формируется синдром Скумина, в механизме развития которого существенную роль играет психотравмирующий характер "кардиохирургической" ситуации.

Своё наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Психологическая травма - переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Психологическая травма - переживание, потрясение. Наиболее яркими примерами психотравм являются унижение и угроза жизни и здоровью.

Лечение психотравм, чаще всего, происходит комплексным методом: медикаментозное лечение и работа с психотерапевтом или психологом.

Напоследок можно заметить, что не все люди, попавшие в психотравмирующую ситуацию, начинают болеть и проявлять вышеописанные симптомы. Значит, существует склонность к психотравмам и устойчивость к ним. Вот об этом и надо задуматься. Ведь легче предупредить болезнь, чем лечить ее.

Поскольку мало научных разработок в этой области, то четких критериев еще не описали. Хотя из наблюдений можно отметить следующее: чаще психотравма возникает у людей, которые в своем поведении напоминают детей (то есть неповзрослевшие взрослые); также люди, сильно воспринимающие все "близко к сердцу". Все это уходит корнями в детство - незрелость эмоций и поведения, может быть, переживание травмирующих ситуаций в детстве.

Психологическая травма — это след от не до конца пережитых неприятных событий. Как правило, психологические травмы появляются в детстве. Ребенок еще не в состоянии справиться со многими вещами: с оставлением без родителей, с невниманием родителей, чем бы оно ни было вызвано; с эмоциональным и физическим насилием; со смертью или разводом родителей.

Психологическая травма возникает, когда ребенку или взрослому человеку не помогают справиться с эмоциями, чрезмерными для них. Например, ребенку, пережившего смерть родителя, часто вообще ничего не рассказывают про это или врут, что мама или папа уехали.

Ребенок чувствует, что произошло что-то плохое, ведь окружающие грустны, плачут и смотрят на него с жалостью. Однако, поскольку никто не говорит с ним об этом или плохо реагирует на выражаемые им эмоции, ребенок остается с ними наедине и вынужден справляться с ними самостоятельно.

Часто окружающим кажется, что ребенок вообще не заметил того, что случилось, например, что папа больше не живет с ними вместе, однако это не так. Внутри ребенка в этот момент происходит борьба с травмой оставления, не видная снаружи.Каждый ребенок в такой ситуации думает, что папа ушел, потому что он был плохим, хотя большинство людей считают, что перенесли развод родителей хорошо и почти его не заметили.

После потери или катастрофического происшествия психика пытается залечить душевную рану, но если она не справляется со своей задачей, то строит вокруг этого места психологически защиты, чтобы неосторожные слова других людей или воспоминания не воздействовали на болезненное место. Такие защиты требуют много внутренних ресурсов, поэтому ребенок может начать плохо учиться, потерять ко всему интерес, замкнуться в себе, стать тревожным.

В случае слишком сильного подавления у ребенка возникают неврозы, а если он не стремится слишком сильно подавить свои чувства (например, чтобы не огорчать мать), то тогда исход лучше, но это место в душе остается ахиллесовой пятой навсегда. Например, мужчина, потерявший в детстве мать, может все время влюбляться в женщин, которые бросают его. Такую психологическую травму можно излечить, пережив заново детские эмоции по поводу потери. Где-то в глубине души они хранятся, даже если об этом нет воспоминаний.

У взрослых людей психологическая травма может возникнуть в результате катастрофических событий, связанных с опасностью для жизни: природных катаклизмов, нападений и т. д. У взрослых психологическая травма приводит к формированию посттравматического стрессового расстройство, если она настолько сильна, что человек не в состоянии с ней справиться.

Посттравматическое расстройство возникает спустя примерно полгода после события и выражается в депрессии, апатии, снижении работоспособности. Вот почему сразу после травматических событий стоит обратиться к психологу, чтобы проработать сложные эмоции, связанные с событием.

Психологическая травма может быть результатом воздействия на психику таких событий, как военные действия, сексуальное нападение или природная катастрофа.

Определение психологической травмы вызывает споры в научном мире, в частности, между учеными пока нет консенсуса по вопросу о том, что считать психологической травмой: объективные свойства травмирующей ситуации, субъективную оценку травматического события или острый/хронический дистресс как ответ субъекта на воздействие стрессора.

Согласно руководству DSM-III, психологическая травма — это стрессор, который находится за пределами повседневного человеческого опыта, провоцирует дистресс у большинства людей и вызывает интенсивный страх, ужас и беспомощность.

История понятия психологической травмы

Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.

Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.

Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.

Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.

Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.

Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.

Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.

Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.

Психологическая травма: модель Горовитца.

Описанием, что такое психологическая травма, занимались многие психологи, но одной из наиболее понятных и развернутых теорий на этот счет можно считать модель психологической травмы Марди Горовитца.

Горовитц занимался изучением травмы более 30 лет и применял свою гипотезу к лечению различных травмирующих факторов, от утраты до участия в бою. Он применял комбинацию из психодинамического и когнитивного подходов.

Модель психологической травмы Горовитца основана на предположении, что человек, переживающий травму, переполнен информацией, которая не соответствует его прежним схемам действительности и остается в активной памяти до тех пор, пока не будет включена в обновленные схемы восприятия действительности. Находящаяся в активной памяти информация время от времени привлекает к себе внимание человека, так как связана с сильными эмоциями и ее удержание там требует затраты психических ресурсов.

Горовитц выделял в процессе восстановления после психологической травмы две фазы: отрицание (или избегание) и вторжение.

Фаза отрицания характеризуется эмоциональным оцепенением, избирательной невнимательностью, полной или частичной амнезией и ассоциативным ходом мыслей. Фаза избегания, по Горовитцу, призвана уберечь личность от полного распада вследствие затопления сильными эмоциями.

Фаза вторжения включает тревожность, нарушения сна, навязчивые мысли, спутанность, возбужденность и эмоциональные страдания. Существование этой фазы Горовитц связывает с тем, что травматический материал, находящийся в активной памяти, требует рассмотрения, и с тем, что существует врожденное побуждение полностью интегрировать поступившую информацию, которое и вытаскивает в сознание необработанный материал.

Горовитц считал, что реакция на травматический фактор не является патологической, она становится таковой только если определенная предрасположенность или обстоятельства порождают характерный паттерн переполнения эмоциями и дезадаптивного отрицания.

Нормальные реакции на стресс: Патологические реакции:

Событие Событие

Первичный шок: страх, печаль, гнев Переполненность эмоциями

Отрицание, отказ поверить в случившееся Паника или обессиленность в результате сильной эмоциональной реакции

Вторжение: непрошеные мысли о событии Экстремальное избегание, прибегание к лекарствам для отрицания боли

Работа мысли: это действительно случилось Состояние переполненности навязчивыми образами и мыслями о событии

Характерные искажения, долговременная нетрудоспособность

Согласно Горовитцу, травма создает разрывы в Я-схемах, которые определяются как видение себя, не обязательно доступное сознанию, но бессознательно организующее внутренние умственные процессы. Существуют персональные схемы (Я-схема и Другой-схема) и ролевые модели отношений.

Стрессовое событие резко противоречит внутренним схемам, что требует перестройки существующих схем. Это противоречия активируют очень сильные эмоции, для предотвращения повторного появления которых активируются защитные механизмы.

(Из книги «Understanding trauma and emotion: Dealing with trauma using an emotion-focused approach» Colin Wastell)

Психологическая травма – событие в жизни человека, вызывающее очень сильные и переживания, неспособность к адекватной реакции. Вместе с этим наступают устойчивые психические патологические изменения и последствия для .

Это определенный жизненный опыт, к которому человек оказывается не готов. Известных ему средств разрешения проблем оказывается недостаточно или они просто не пригодны в данной ситуации («к такому жизнь меня не готовила»). В итоге происходит резкое и сильное нервное возбуждение и энергетическое истощение.

Психотравма – глубокая индивидуальная реакция на какое-либо событие, значимое для человека, вызывающее сильное психическое напряжение и негативные эмоции в дальнейшем, которые человек не в силах преодолеть самостоятельно. В результате этого происходят устойчивые изменения в психике, личности, поведении и физиологии.

Травма может образоваться как результат одноразового влияния конкретного раздражителя или по накопительной системе в результате регулярных, но, казалось бы, переносимых по травматичности событий.

Какая ситуация становится психотравмой

Стрессовая ситуация тогда становится травматичной, то есть приобретает статус психологической (психической) травмы, когда разрушается личности, в результате перегрузки (физической, психической и адаптационной). Для травмы характерны следующие особенности:

  • человек понимает, что именно это событие ухудшило его психологическое состояние;
  • влияние оказали внешние факторы;
  • привычный образ жизни после этого события в понимании человека становится невозможным;
  • событие вызывает у человека ужас, чувство беспомощности и бессилия что-то изменить, хотя бы попытаться.

Для нормально развивающегося человека такой ситуацией является, конечно, что-то выходящее за общепринимаемые нормы жизни, например, ситуация угрозы жизни, насилия, катастрофа, теракт, боевые действия. Но само словосочетание «угроза жизни и безопасности» намекает на определенную долю субъективности вопроса. Потому нельзя однозначно сказать, что именно и для кого станет психотравмирующей ситуацией.

Так, например, в психологии к переносимому человеческому опыту принято относить смерть близкого человека по естественным причинам, (в том числе семейные), увольнение, болезнь. Преступные действия и сильное влияние природных стихий относится к непереносимым. Но в бытовой жизни смерть – всегда травмирующее событие, болезнь тоже адекватно вынесут не все (смотря еще, что за болезнь).

Признаки психотравмы

Среди эмоциональных симптомов можно отметить:

  • перепады настроения;
  • раздражение;
  • отчуждение;
  • чувство вины и стыда;
  • снижение самооценки и веры в себя;
  • растерянность;
  • тревога и страх;
  • замкнутость;
  • чувство ненужности.

К физическим признакам относится:

  • нарушение сна, пугливость;
  • изменение дыхания и сердцебиения;
  • любые функциональные нарушения в системах (например, нарушения стула);
  • мышечное напряжение;
  • суетливость;
  • ухудшение познавательных возможностей;
  • утомляемость.

Факторы психотравмы

На вероятность образования травмы влияние оказывают внутренние и внешние факторы. К внешним относится:

  • физическая травма;
  • потеря родных и (или) жилья;
  • переутомление, недосыпание;
  • напряжение, нарушение режима дня и привычного образа жизни;
  • ухудшение материального благополучия;
  • переезд;
  • потеря работы;
  • конфликты;
  • изменение социального статуса;
  • отсутствие поддержки.

Среди внутренних факторов роль играет:

  • возраст (особенно уязвимы старики и дети);
  • пол (во взрослом возрасте женщины больше уязвимы, в детском – мальчики);
  • индивидуальные особенности (возбудимость, эмоциональность, неустойчивость, импульсивность способствует развитию травмы);
  • личностные особенности (травматизации больше подвержены тревожные люди, с выраженными депрессивными и истероидными чертами, сензитивностью, инфантильностью, неподвижностью защитных механизмов и копинг-стратегий), также влияет уровень мотивации, ценностные ориентации и установки, морально-волевые качества;
  • готовность к чрезвычайным ситуациям, похожий опыт;
  • исходное нервно-психическое и соматическое состояние.

Развитие психотравмы

Психотравма возникает не сразу. Она проходит определенные этапы.

Психологический шок

Как правило, короткая стадия. Характеризуется дезадаптацией человека (непонимание происходящего) и отрицанием (попытки психики защититься).

Воздействие

Более продолжительная стадия. Это проявление различных эмоций, мало контролируемых самим человеком: страх, ужас, гнев, плач, обвинение, тревога. На этой же стадии происходит самообвинение, прокручивание вариантов («а что было бы, если …»), самобичивание. Наглядный пример: муки выживших в случае аварии.

Выздоровление или ПТСР

А вот дальше возможны два варианта: выздоровление как третий этап (принятие факта случившегося, адаптация к новым условиям, проработка и проживание эмоций) или же развитие посттравматического стрессового расстройства () как вариант зацикливания на травме. Нормальным с позиции психологии, конечно, является первый вариант.

Типы психотравм

Психотравмы бывают 2 типов: кратковременное неожиданное травмирующее событие и постоянно повторяющееся влияние внешнего фактора.

Краткосрочное влияние

Для этого типа травмы характерно:

  • единичное влияние, угрожающее жизни и безопасности человека или значимым для него людям, требующее от индивида реакций, превосходящих его возможности;
  • редкое, изолированное переживание;
  • неожиданное событие;
  • событие оставляет след в психике, эмоции, связанные с событием, ярче и сильнее, чем при втором типе;
  • событие приводит к навязчивым мыслям о травме, избеганию и физической реактивности;
  • быстрое восстановление происходит редко.

Постоянное влияние

Для второго типа психотравм характерно:

  • множественное, вариативное и предсказуемое влияние;
  • ситуация умышленная;
  • при первом инциденте переживание схоже с первым типом, но уже при втором и последующих повторениях характер переживания ситуации меняется;
  • ощущение беспомощности и невозможности предотвращения повторной травмы;
  • воспоминания в этом случае не такие яркие, неясные и неоднородные;
  • на фоне этого типа меняется : снижается самооценка, возникает чувство стыда и вины;
  • происходят личностные изменения, в результате которых человек обособленно себя ведет;
  • наблюдаются такие защитные механизмы, как диссоциация (воспоминания о том, что событие происходило с кем-то другим), отрицание, попытки заглушить реальность (пьянство).

Таким образом, к первому типу травм можно отнести аварию, катастрофу, теракт, ограбление. Ко второму – пьянство мужа (отца, матери) с последующими вариативными дебошами (если напился, значит что-то нехорошее будет, но не совсем ясно, что именно).

Последствия психотравмы

В результате непроработанной психотравмы может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), острые психические расстройства, .

Психогенные непсихотические расстройства

Реакции: астенический, депрессивный, истерический синдром, снижение мотивации и целенаправленности действий, неадекватная оценка реальности, ситуативно-аффективные реакции.

Состояния: астенический, истерический, депрессивный , невроз истощения, навязчивых состояний. Утрата возможности критически оценивать и целеполагать, тревожно-фобические расстройства.

Реактивные психотические расстройства

Происходят необратимые нарушения в какой-либо сфере: сознание, двигательно-волевая, эмоциональная сфера.

Острые расстройства: аффективно-шоковые реакции, чрезмерное возбуждение или торможение, затуманенное сознание.

Затяжные расстройства: депрессивный психоз, параноидальный, истерический, псевдодементный (имитация слабоумия), галлюцинации.

Как избавиться от психотравмы

Лечением обязательно должен заниматься клинический психолог или психотерапевт. Нужно понять нормальность своего состояния, пересмотреть травматичную ситуацию (переосмыслить), научиться спокойно переживать ситуацию, перестроить взаимодействие с собой и миром на новый лад, вернуть веру в себя, выстроить новые цели.

План коррекции всегда подбирается индивидуально. В лечении психотравм используется:

  • гештальт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • провокативная терапия;
  • НЛП (нейролингвистическое программирование);
  • психосуггестивная терапия.

При зависимостях или других серьезных расстройствах назначается медицинская помощь.

Послесловие

Если травма не оказывается сознательно прожитой и переработанной, то она уходит в подсознание, а также включаются разного рода защитные механизмы, которые негативно сказываются на всей . ПТСР – один из вариантов. Возможно также развитие аутизма, шизофрении, множественного расслоения личности. Очевидно, что каждая психологическая травма требует коррекции и проработки.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать . Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными , у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь .

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: « – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение .

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное определение, травматология как область медицины получила междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии, стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками. Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) .

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» .

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель, действительно, является основой всех психологических травм . Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления . Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически .

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории.