Особенности созревания нервной системы у детей. Развитие и возрастные особенности нервной системы. Характеристики нервной системы ребёнка

План

    Возрастные особенности нервной системы.

    Понятие о гормонах и эндокринной системе.

    Возрастные особенности системы крови и кровообращения.

    Возрастные особенности дыхательной системы.

5. Возрастные особенности органов пищеварения.

6. Развитие и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

Центральная нервная система развивается из продольной канавки на нервной пластинке, которая образует рудиментарную нервную систему. Описать развитие центральной нервной системы. Во время раннего развития эмбрионов позвоночных продольная канавка на нервной пластине постепенно углубляется, а гребни по обе стороны от нее в конечном счете встречаются, превращая ее в замкнутую трубку, эктодермальная стенка которой образует рудиментарную нервную систему. Теленцефалон дифференцирует, в частности, стриатум, гиппокамп и неокортекс, а его полость становится первым и вторым желудочками. Центральная нервная система состоит из мозга и спинного мозга.

7. Выделительная система и ее возрастные особенности.

1. Возрастные особенности нервной системы

Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза

Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Особенности детской нервной системы

Это часть нервной системы, которая объединяет информацию, которую получает от нее, и координирует активность всех частей тел животных двух животных, то есть всех многоклеточных животных, кроме радиально-симметричных животных, таких как губки и медузы.

Вместе с периферической нервной системой он играет фундаментальную роль в управлении поведением. У позвоночных мозг защищен черепом, в то время как спинной мозг защищен позвонками, и оба заключены в мозговые оболочки. Во время раннего развития эмбрионов позвоночных продольная канавка на нервной пластине постепенно углубляется, а хребты по обе стороны от нее поднимаются и в конечном итоге встречаются, превращая канавку в закрытую трубку, эктодермальная стенка которой образует зачаток нервной система.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

Эта трубка первоначально дифференцируется в три везикулы: прозенцефалон спереди, мезенцефалин, а также между мезенцефалином и спинным мозгом - ромбентфаллон. По мере роста позвоночных эти везикулы еще более дифференцируются. Усовершенствования диэнцефалона включают субталамус, гипоталамус, таламус и эпиталамус, а его полость образует третий желудочек.

Развитие периферической нервной системы

Тетем, предтекум, церебральный стебель и другие структуры развиваются из мезенцефалона, и его полость превращается в мезенцефалический канал. Морфогенез и изменение формы клетки: развитие нервной трубки у эмбрионов человека. Периферическая нервная система развивается из двух полосок ткани, называемых нейронными гребнями, проходящими по длине над нейронной трубкой.

Нервная система развивается из эктодермы, через стадии нервной полоски и мозгового желобка с последующим образованием нервной трубки. Из ее каудальной части развивается спинной мозг, из ростральной части формируется сначала 3-х, а затем 5-ти мозговых пузырей, из которых в дальнейшем развиваются конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Такая дифференцировка центральной нервной системы происходит на третьей-четвертой неделе эмбрионального развития.

Описать развитие периферической нервной системы. Первым признаком нервной системы является появление тонкой полоски клеток по центру спины, называемой нейронной пластиной. Нейруляция: процесс, с помощью которого начинается развитие нервной системы позвоночных у эмбрионов. Нервная пластинка: толстый плоский пучок эктодермы, образованной у эмбрионов позвоночных после индукции по хорде. нейронный гребень: полоска эктодермального материала в раннем эмбрионе позвоночных вставлена ​​между предполагаемой нейронной пластиной и эпидермисом. У позвоночных первым признаком нервной системы является появление тонкой полоски клеток по центру спины, называемой нейронной пластиной.

В дальнейшем объем головного мозга увеличивается более интенсивно, чем спинного, и к моменту рождения составляет в среднем 400 г. Причем у девочек масса головного мозга несколько ниже, чем у мальчиков. Количество нейронов к моменту рождения соответствует уровню взрослого человека, но количество ветвлений аксонов, дендритов и синаптических контактов значительно возрастает после рождения.

Внутренняя часть нервной пластинки предназначена для того, чтобы стать центральной нервной системой, наружной частью периферической нервной системы. По мере развития развивается складка, называемая нейронной канавкой вдоль средней линии. Эта складка углубляется, а затем закрывается вверху. Последовательность этапов от нервной пластинки до нервной трубки и нервного гребня известна как нейруляция.

Формирование фетальной нервной системы: нервная трубка вызовет центральную нервную систему, тогда как нейронный гребень вызовет возникновение периферической нервной системы. Эта диаграмма показывает эпидермис, нейронную складку и сходимость. Клетки нервного гребня представляют собой переходную популяцию популяций мигрирующих клеток, уникальную для позвоночных животных, что приводит к появлению разнообразной клеточной линии, включая меланоциты, черепно-лицевой хрящ и кость, гладкие мышцы, периферические и кишечные нейроны и глии.

Наиболее интенсивно масса головного мозга увеличивается первые 2 года после рождения. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому возрасту, его масса у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г. Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже в возрасте 2-4 лет.

После гаструляции клетки нервного гребня указаны на границе нервной пластинки и нейронной эктодермы. Во время нейруляции границы нервной пластинки, также называемые нейронными складками, сходятся на дорсальной средней линии, образуя нейронную трубку. Появление нервного гребня было важным в эволюции позвоночных, потому что многие из его структурных производных являются определяющими чертами кластера позвоночных.

Периферическая нервная система способна восстанавливать и восстанавливать себя, но центральная нервная система неспособна это сделать. Глиальные шрамы быстро формируются, и глии фактически производят факторы, которые препятствуют ремиелинизации и восстановлению аксона. Ущерб от нерва может быть вызван физическим повреждением или отеком, аутоиммунными заболеваниями, инфекцией, диабетом или отказом сосудов, окружающих нерв. Нервы могут быть легко повреждены в травматическом случае, но могут восстанавливаться, если сома и небольшая часть нейрилемии остаются.

Спинной мозг. В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Нейрорегенерация относится к восстановлению или восстановлению нервных тканей, клеток или клеточных продуктов. Такие механизмы могут включать в себя генерацию новых нейронов, глии, аксонов, миелина или синапсов. Нейрорегенерация различается между периферической нервной системой и центральной нервной системой с помощью функциональных механизмов и особенно по степени и скорости. Когда аксон поврежден, дистальный сегмент претерпевает валериановскую дегенерацию, теряя миелиновую оболочку. Проксимальный сегмент может либо умереть апоптозом, либо пройти хроматолитическую реакцию, попытку ремонта.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Повреждение нерва: микрофотография нерва с уменьшением миелиновых нервных волокон и аномальное увеличение фиброзной ткани, что можно увидеть при травмах нервов. В результате, область регенерации и восстановления нервов, подполе нервной ткани, посвященная открытию новых путей восстановления функциональности нерва после травмы, быстро растет. Не существует текущего лечения для восстановления функции человеческого нерва после травмы центральной нервной системы. Регенерация нервов является частью патогенеза многих заболеваний, включая рассеянный склероз.

Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Аксональные ростки формируются у проксимального пня и растут до тех пор, пока они не войдут в дистальный пень. Рост проростков регулируется хемотаксическими факторами, секретируемыми из клеток Шванна. Когда нервный аксон разрушается, конец, все еще прикрепленный к телу клетки, помечен проксимальным сегментом, а другой конец называется дистальным сегментом. После травмы проксимальный конец набухает и испытывает некоторую ретроградную дегенерацию, но как только мусор очищается, он начинает прорастать аксоны и присутствие конусов роста можно обнаружить.

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Проксимальные аксоны способны восстанавливаться до тех пор, пока тело клетки не повреждено, и они вступили в контакт с клетками Шванна в эндоневрологическом канале. Дистальный сегмент, однако, испытывает валерианскую дегенерацию в течение нескольких часов после травмы; аксоны и миелин вырождены, но эндонеурий остается. На более поздних стадиях регенерации оставшаяся эндонейральная трубка направляет рост аксонов обратно к правильным целям. При валерианской дегенерации клетки Шванна растут в упорядоченных столбцах вдоль эндонейронической трубки.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Особенности цнс в различные

Кроме того, макрофаги и клетки Шванна высвобождают нейротрофические факторы, которые усиливают рост. Он ограничен ингибирующими влияниями глиальной и внеклеточной среды. Враждебная, недопустимая среда роста частично создается миграцией миелин-ассоциированных ингибиторов, астроцитов, олигодендроцитов, предшественников олигодендроцитов и микроглии. Глиальные шрамы быстро формируются, и глии фактически производят факторы, которые препятствуют ремиелинизации и аксону. Сам аксоны также теряют потенциал роста с возрастом.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Более медленное дегенерация дистального сегмента, чем то, что происходит в периферической нервной системе, также вносит вклад в тормозную среду; ингибирующий миелин и аксоновский мусор не очищаются так быстро. Все эти факторы способствуют формированию так называемого глиального шрама, который аксоны не могут расти.

Одним из эффектов старения на нервную систему является потеря нейронов в коре головного мозга. Опишите эффекты старения на нервной системе. С возрастом мозга нейроны в центральной нервной системе, которые обычно не восстанавливаются, теряются. Это уменьшает способность мозга посылать и принимать нервные импульсы и замедляет обработку информации. Деменция - это прогрессивное снижение когнитивной функции, связанное с возрастом. Болезнь Альцгеймера - это нейродегенеративное заболевание, характеризующееся прогрессирующим ухудшением познавательной способности, снижением активности в повседневной жизни и симптомами нейропсихиатрических симптомов или поведенческими изменениями. Это самая распространенная причина деменции. Коры головного мозга: серый, складчатый, самый верхний слой головного мозга, который отвечает за более высокие мозговые процессы, такие как ощущение, добровольное движение мышц, мышление, рассуждение и память. деменция: прогрессирующее снижение когнитивной функции из-за повреждения головного мозга или заболевания. Особенно затронуты области, включая память, внимание, суждение, язык и решение проблем. Это может повлиять на память, внимание, язык и решение проблем. . Потеря нейрона - это эффект старения на нервную систему.

Мост. У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

К 30 годам мозг начинает терять тысячи нейронов каждый день, вызывая снижение способности посылать нервные импульсы в мозг и из него и замедлять обработку информации. Кроме того, добровольные двигательные движения замедляются, время рефлекса увеличивается, а скорость проводимости уменьшается.

Деменция чаще всего влияет на память, внимание, язык и решение проблем, хотя те, кто находится на более поздних этапах этого состояния, могут быть дезориентированы во времени, месте и личности. Симптомы деменции можно классифицировать как обратимые или необратимые в зависимости от этиологии заболевания. Менее 10% всех случаев деменции являются обратимыми.

Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

Самым ярким ранним симптомом является кратковременная потеря памяти, которая обычно проявляется как незначительная забывчивость, которая становится все более выраженной с прогрессированием болезни. Старые воспоминания часто сохраняются. По мере развития расстройства когнитивные нарушения распространяются на области языка, квалифицированных движений, распознавания и функций, тесно связанных с лобными и височными долями мозга, поскольку они становятся отсоединенными от лимбической системы, что отражает расширение лежащего в основе патологического процесса.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.

по предмету: общая физиология

на тему: Возрастные особенности строение и функции нервной системы. Учение Сеченова о центральном торможении

Выполнил:

Проверил:

Челябинск

Введение

1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы

1.1 Особенности нервной системы у детей

Заключение

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастныепериоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

С возрастом изменяются потребности ребенка в пище. Потребность в белке ввиду интенсивного роста значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2-4,0 г, а взрослым 1,1-1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12-14 г, а у детей более старшего возраста - 10-12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).

1.2 Изменения нервной системы в процессе старения

Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др. .

При старении наблюдается снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних. Вместе с тем в жизненно важных центрах продолговатого мозга снижение количества нейронов минимально. Закономерным и четким признаком старения нервных клеток является накопление липофусцина (так называемого пигмента старения), который представляет собой продукт окисления ненасыщенных жирных кислот.

Микроскопически выявляют набухание нейронов и их отростков, гомогенизацию цитоплазмы, смещение и пикноз ядер, цитолиз, тигролиз и т.д.

При электронно-микроскопическом исследовании обнаруживают нейроны с гипертрофией клеточных органелл, признаками дистрофии (ядро плотное, перинуклеарное пространство с цистернами и порами, митохондрии без крист, лизосомы с нарушенными мембранами и др.). В процессе старения наряду с деструктивными изменениями в нервной системе происходят приспособительные сдвиги (гипертрофия отдельных нейронов, увеличение поверхности ядра, количества ядрышек и др.).

Старение организма сопровождается существенными изменениями различных функций нервной системы. Средняя величина мембранного потенциала нейронов (напр., мотонейронов спинного мозга, нейронов двигательной области коры) с возрастом существенно не изменяется. Однако у старых животных чаще встречаются нейроны с низкой величиной мембранного потенциала. Происходит падение скорости распространения возбуждения по нервам (рис.1), замедляется синаптическое проведение. Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях (рис.2). В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности. В экспериментах на животных показано, что нервные центры, вегетативные ганглии, периферические синапсы у старых животных не могут усваивать высокие ритмы, трансформировать их, быстро переходить с одного ритма на другой. Большое значение в механизме изменения функции клеток в старости имеет снижение активности мембранной К + , Na + - АТФ-азы, сдвиги в активном транспорте ионов.

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и концентрации внимания, память; однако ослабление механического запоминания при этом, как правило, компенсируется сохранением и развитием логической памяти, повышением мотивационных факторов и др. Для ЭЭГ пожилых людей характерно замедление альфа-ритма, появление или усиление медленных колебаний (тета- и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

Рис.1. Графики изменения скорости распространения возбуждения по нервам у людей в зависимости от возраста: 1 -скорость распространения возбуждения по локтевому нерву; 2- малоберцовому нерву; 3 -большеберцовому нерву.

При старении ослабляются субординационные влияния высших отделов центральной нервной системы на низшие - растут пороги кортико-спинальных, ретикуло-спинальных влияний. Эти сдвиги во многом связаны с ослаблением тормозного процесса на разных уровнях Н. с. - внутреннего торможения, реципрокного торможения, тормозных влияний ретикулярной формации.

Старение нервной системы не может рассматриваться как равномерное угасание ее функций. В процессе старения неравномерно изменяется электровозбудимость отдельных нервных структур и их чувствительность к гуморальным факторам. Большое значение в механизме старения организма придается возрастным изменениям гипоталамуса. Неравномерное. разнонаправленное изменение его отдельных ядер приводит к нарушению координации функций гипоталамуса и в связи с этим к снижению надежности регуляции гомеостаза. Ослабление нервных трофических влияний, сдвиги в реакции на гуморальные факторы приводят к вторичным возрастным изменениям в тканях.



Рис.2. Возрастные различия функционального состояния верхнего шейного симпатического ганглия (А) и парасимпатических ганглиев сердца (Б) у кошек и кроликов:

1 - пороги возбудимости преганглионарных волокон у кошек; 2 - пессимальные частоты преганглионарной тетанизации у кошек; 3 -активность холпнэстеразы в ганглиозной ткани кроликов; 4 - пороговые дозы ацетилхолина, стимулирующие ганглии кошек; 5 - пороговые дозы бензогексония, угнетающие ганглионарную передачу возбуждения у кошек; белые столбики - взрослые животные; заштрихованные - старые животные.

2. Учение Сеченова о центральном торможении

Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был поставлен вопрос основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга" (1863 г). ОН полагал, что вся деятельность человека, в том числе и психическая (умственная), осуществляется рефлекторным путем с участием головного мозга. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают 3 звена. Первое, начальное звено - это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное звено - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические процессы (ощущения, представления, чувства и т.д.), третье, конечное звено - движения и действия человека, т.е. поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обуславливают друг друга.

Внешнее торможение условного рефлекса поступает в результате действия нового раздражителя. В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает торможение существующего очага. Это торможение характерно не только для коры, но и для низших отделов центральной нервной системы, поэтому его называют еще безусловным торможением. Характерная особенность внешнего торможения - его немедленное развитие при действии сильного постороннего раздражителя .

Внутреннее торможение развивается постепенно и только в коре (условное торможение). Условие возникновения - неподкрепление условного раздражителя условным. Угасание условного рефлекса - одни из видов внутреннего торможения.

В природных условиях у организмов все неподкрепленные условные рефлексы тормозятся, а взамен образуются другие, соответствующие новой обстановке.

Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка. Если один из раздражителей подкреплять безусловным, а другой близкий к нему, не подкреплять, то в результате условно-рефлекторная реакция возникает только на подкрепленный раздражитель. Чем больше подвижность первых процессов возбуждения и торможения, тем быстрее идет угасание старых условных рефлексов и укрепление новых, тем лучше организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять отдельные раздражения (анализ) наряду с возможностью обобщать, объединять возбуждение, возникающие в различных ее участках (синтез) .

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых частей центральной нервной системы над старыми: головного мозга - над спинным, плаща - над стволом, новой коры - над старой, поверхностных слоев мозговой коры над глубокими .

В работе было рассмотрены различные особенности нервной системы и различных возрастных групп населения.

Литература

1. Андронеску А. Анатомия ребенка. Пер. с румынского. - Бухарест, 1970.

2. Биология. Справочник абитуриента / З.А. Власова - М.: СЛОВО, Ключ-С, 2008.

3. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.4- М., 1976.

4. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.16- М., 1976.

5. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. - Киев, 1977.

6. Маньковский Н.В. и Минц А.Я. Старение и нервная система. - Киев, 1972.

7. Механизмы формирования и торможения условных рефлексов /Под ред.В.С. Русинова.

8. Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд. перераб. И доп. / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. - Мн.: Экоперспектива, 2008.

9. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. /Под ред. Привеса М.Г. изд.8, перераб., 1974.