Восстанавливаем естественные ритмы: вечерний ритуал отхода ко сну. Ритуалы засыпания: формируем у ребенка «установки» на сон

Вопреки представлениям большинства людей, сон является весьма сложным и активным состоянием организма. Мы рассмотрим некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры и проблем, возникающих в этой сфере.

Фазы сна. Каждый человек в течение ночи пребывает в двух состояниях сна. Хотя сам спящий не сознает их смены, на электроэнцефалограмме она отчетливо видна. Быстрый сон (его еще называют REM сном – от английского «rapid eye movement», «быстрые движения глаз»). Дело в том, что в этой фазе сна закрытые глаза спящего двигаются. Если присмотреться, можно увидеть, как иногда под тонкими сомкнутыми веками спящего новорожденного «бегают» глазные яблоки. Другое название этого вида сна – активный сон. В это время артериальное давление повышается, дыхание и сердечный ритм могут стать неритмичными. Мышечный тонус понижается, тело совершает мелкие движения (подергивания рук, ног, мышц лица). Разбуженный в период быстрого сна человек сразу же переходит в состояние бодрствования. Именно быстрый сон связан со сновидениями, посещающими человека каждую ночь (хотя не всегда их можно вспомнить утром). Большая часть быстрого сна приходится на ранние утренние часы. У детей кратковременные пробуждения в конце быстрого сна считаются совершенно нормальным явлением. Малыш может заворочаться, как бы проверяя все ли в порядке, совершить те или иные действия – например, подтянуть одеяло повыше, а затем быстро заснуть. Если же вокруг ребенка за время сна что-то изменяется, то для того, чтобы он смог заснуть после такого кратковременного пробуждения, порой требуется воссоздать прежнюю обстановку. Здесь кроется одна из наиболее распространенных причин возникновения проблем, связанных со сном. Их можно избежать, если приучить ребенка засыпать в той обстановке, которую он застанет при кратковременном пробуждении в фазе быстрого сна.

Второй вид сна – так называемый мед ленный сон . Именно он обеспечивает человеку отдых. Во время медленного сна частота дыхания и сердечных сокращений остается постоянной. Мышцы расслаблены, спящий лежит неподвижно. Различают четыре стадии такого состояния – от сонливости (стадия I) до глубокого сна (стадия IV). Основная часть медленного сна приходится на первые несколько часов после засыпания. Медленный сон часто сопровождается так называемым гипнагогическим испугом. Это подергивание всего тела, возникающее на стадии погружения в глубокий сон, может быть настолько резким, что вызывает кратковременное пробуждение. Однако по-настоящему разбудить человека, пребывающего в глубоком сне, нелегко.

В конце периодов медленного сна у детей могут наблюдаться кратковременные пробуждения. Но выглядят они иначе, чем в фазе быстрого сна: ребенок садится на постели, открывает глаза, устремляет вперед невидящий взгляд, производит жевательные движения, вскрикивает или бормочет что-то неразборчивое, а потом снова ложится и засыпает. Такое поведение считается нормальным.

Структура сна. Периоды быстрого и медленного сна чередуются на протяжении всей ночи, образуя циклы. У новорожденных продолжительность цикла «быстрый сон – медленный сон» составляет около 50 минут, у подростков и взрослых – около полутора часов. Примерно к 3-6 месяцам структура сна у детей приближается к таковой у взрослых. Сначала они погружаются в медленный сон и обычно минут через 10 достигают его четвертой стадии – глубокого сна. Длится он от 40 минут до 1 часа, после чего следует краткое пробуждение – не более чем на насколько минут, а затем – период быстрого сна, продолжающийся от 5 до 20 минут. В последующие несколько часов ребенок попеременно погружается то в быстрый сон, то во вторую стадию медленного. У детей младшего возраста рано утром может наблюдаться дополнительный период пребывания в третьей или четвертой стадии медленного сна. Сновидения появляются преимущественно в ранние утренние часы. Структурные особенности сна можно распознать еще во внутриутробном периоде. Быстрый сон характерен для плода на шестом-седьмом месяце беременности. Медленный сон впервые появляется на седьмом-восьмом месяце, но не получает полного развития. Все четыре его стадии обычно становятся различимыми лишь у полугодовалого малыша.

Распорядок дня

Изменение режима дня в зависимости от возраста ребёнка.

После рождения основной задачей малыша будет приспособиться к жизни вне материнской утробы. В первые три месяца жизни ребенок спит по 16-17 часов в сутки, недоношенный – до 20 часов. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления. Насытившись, младенец засыпает и просыпается вновь, только когда снова проголодается. После кормления малыш иногда непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте он еще не может подолгу обходиться без сна. Приблизительно к полутора-двум месяцам у ребенка появляется один период продолжительной активности, приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для игр с малышом. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между пробуждением и сном и способствует закреплению режима дня. К трехмесячному возрасту режим начинает меняться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ребенка всегда клонит в сон. Это означает появление распорядка дня с двумя-тремя периодами дневного сна, который, скорее всего, сохранится до 12-15 месяцев.

Режим ребенка 3-6 месяцев уже больше приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон обычно наступает в 7-9 часов вечера, утреннее пробуждение – между 6 и 8 часами. Больше половины детей этого возраста уже способны проспать ночью до 7 часов непрерывно.

Распорядок дня малыша 6-9 месяцев усложняется. Общее время сна в этом возрасте около 13-15 часов. Наиболее типичным можно считать следующее «расписание»: пробуждение в 6.30-7.00 утра, два дневных сна приблизительно по полтора часа и отбой в 19.30-20.00. До 80% малышей спят всю ночь. Связь между кормлениями и сном ослабевает; при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды. Этот возрастной период является благоприятным для формирования правильного «ритуала» отхода ко сну, который позволит в дальнейшем избежать многих проблем.

Ребенок 9-12 месяцев спит примерно по 14 часов в сутки: 12 часов ночью и два раза по часу в течение дня. Некоторые дети к году отказываются от первого дневного сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь недолгим дневным сном, раньше ложатся вечером. Поразительная физическая активность, свойственная детям этого возраста, неизбежно сказывается на режиме сна. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в более продолжительном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь (в дневное время полезно будет поработать над эти навыком малыша).

В этом возрасте следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну, который должен занимать теперь не менее 20 минут: нужно, чтобы ребенку хватало времени на то, чтобы успокоиться. В поведении вашего чада в этом возрасте может появиться новшество – нежелание укладываться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодрствования. И малыш очень скоро научится пользоваться этой способностью в ситуациях, когда он нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым привязан, или же просто не хочет прекращать дневную активность.

Темперамент и режим.

Как известно, каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Естественно, все эти особенности весьма значительно сказываются на всех сторонах жизни, в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Чаще всего при анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные дети.

У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Такому малышу не нужна посторонняя помощь, что- бы уснуть. Уложенный в свою кроватку, он постепенно погружается в сон. Покладистые дети подолгу и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями сна. Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Трудный ребенок не выказывает склонности к упорядочению сна и бодрствования. Для установления режима ему требуется помощь окружающих. Ему нужно больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Можно, например, запеленать малыша, поносить его на руках, укачать. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок, по сравнению с покладистым, спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.

У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, и, конечно, во время адаптации им необходима дополнительная поддержка родителей (например, в период привыкания к новой кроватке). Хотелось бы подчеркнуть, что темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.

Место для сна.

Место, где ребенок спит (комната или уголок в комнате, если нет возможности выделить ребенку отдельное помещение в квартире), должно стать его лучшим другом, любимым островком уюта и безопасности. Ни в коем случае нельзя превращать его в место «ссылки» (например, за непослушание или просто в связи с приходом гостей).

Кроватка – центральный и самый важный элемент детского «спального царства». Главное требование к кроватке – безопасность. Изготовлена она должна быть из экологически чистых материалов, лучше из натурального дерева. Расстояние между прутьями – не меньше 2,5 см и не больше 6 см (чтобы ребенок не проскользнул между ними и не задохнулся). Если кроватка окрашена, необходимо убедиться, что в краске отсутствуют соли свинца. Идеальной считается конструкция с опускающимся по мере роста ребенка матрасом; устанавливать его высоту следует так, чтобы верхний край кроватки находился на уровне плеч ребенка, стоящего на матрасе. Матрас должен плотно входить в каркас, не оставляя у боковых стенок зазоров и щелей, в которые могла бы попасть ручка или ножка ребенка. Матрасы бывают пружинные, набивные и поролоновые. Пружинные или набитые жестким ортопедическим материалом (например, кокосовой стружкой) стоят дороже, но и служат значительно дольше. Если вам приходится пользоваться поролоновым матрасом, его нужно не менее одного раза в месяц переворачивать, чтобы не образовывалось глубоких вмятин. Важно знать, что главное требование к матрасу – его ровная поверхность и необходимая жесткость: матрас призван обеспечить правильное формирование позвоночника и не должен перекрывать доступ воздуха. Еще раз хочется напомнить, что любые подушки, в том числе сложенные в несколько раз пеленки, недопустимы для ребенка до года-полутора. Оставляя в кроватке какие-либо предметы, необходимо всегда помнить об осторожности. Мягкие валики следует надежно привязывать к боковым стенкам. Убирать их надо сразу же, как только ребенок научится стоять, иначе он будет использовать их, чтобы выбраться из кроватки. То же касается и больших мягких игрушек. Всевозможные мелкие игрушки опасны тем, что могут застрять во рту младенца. Любые шнурки и тесемки тоже могут представлять опасность удушения. Пустышку ни в коем случае не следует вешать ребенку на шею (Для этой цели можно использовать специальные зажимы).

Поза.

Часто родители задаются вопросом, в каком положении должен спать ребенок. Многие ученые склонны считать наиболее подходящим для самых маленьких положение на спине, поскольку связывают многие случаи внезапной младенческой смерти со сном на животе. С другой стороны, во-первых, положение на спине может провоцировать срыгивание (особенно если ребенок к нему склонен), а во-вторых, срыгнув, ребенок, лежащий на спине, может подавиться. Возможно, оптимальной позой стоит считать положение на боку. (Зафиксировать ребенка в положении на боку можно с помощью специальных валиков.)

Не старайтесь оградить сон ребенка от всех внешних воздействий. Незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем. Новорожденный наделен врожденной способностью не реагировать на внешние раздражители, когда хочет спать. Но привычки в отношении сна формируются на удивление быстро, и ваш малыш может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи.

Неприрывный ночной сон

Родители ждут – не дождутся того времени, когда новорожденный сможет спать в течение всей ночи, не просыпаясь. Считается, что ребенок спит всю ночь, ели он не просыпается 5-6 часов подряд. Способность связать воедино несколько циклов сна в течение 5-6 часов зависит, в частности, от зрелости нервной системы. Фундаментальных изменений в структуре сна не происходит. Периоды тихого и активного сна чередуются так же, как и прежде. Ребенок про_ сто приобретает привычку справляться с короткими ночными пробуждениями без помощи родителей.

Физиологически ребенок не приспособлен выдерживать значительный (свыше 3-4 часов) промежуток между кормлениями, пока его вес не достигнет 5,5- 6 кг. Большинство педиатров сходятся на необходимости дать малышу возможность самому отказаться от ночных кормлений. Здесь, по-видимому, следует различать две ситуации. Если ваш малыш, пусть даже и набрав положенный ему при его возрасте вес, продолжает охотно есть среди ночи, значит, почему-либо он еще не готов существовать без этого. Если же он просыпается лишь по привычке и засыпает, едва начав сосать, не съев обычного объема, скорее всего, речь идет о сформированном рефлексе, когда прикладывание к груди (или бутылочка) облегчает переход ко сну. Тогда, возможно, стоит попытаться перестроить его ассоциации и привычки, связанные со сном.

Дневной сон

Дневной сон – это чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Мы лишь кратко напомним, что большое значение для режима ребенка имеет и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или слишком долгий дневной сон способен значительно помешать вам, когда вы соберетесь укладывать свое чадо вечером.

Ритуал отхода ко сну

Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ложиться спать, можно преодолеть с помощью продуманного ритуала, позволяющего малышу смириться с необходимостью расставания с родителями. Когда ребенок подрастет, ритуал отхода ко сну становится идеальным образцом детской самостоятельности, ограниченной определенными условиями. Пусть родители решают, сколько книг можно прочесть ребенку перед сном, но зато выбор книг остается за малышом. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он решает, какую именно. Благодаря ритуалу реализуется желание детей контролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет предвкушать каждое из них. Важный фактор, определяющий ритуал, – уровень развития ребенка. По мере его роста ритуал соответствующим образом видоизменяется. Для младенца он не должен быть сложным. Во многих случаях он складывается естественным путем. Если к полугоду ритуал не определился сам собой, его следует создать. Он может включать успокаивающие действия –например, укачивание. Важными его компонентами могут также стать музыка, пение или чтение. После краткого переходного периода малыша, еще не успевшего заснуть, следует оставить там, где он должен провести всю ночь. Хорошим мостиком между сном и бодрствованием могут служить предметы, отправляющиеся вместе с ребенком в его кроватку. Для младенцев это могут быть даже предметы одежды матери или отца, сохраняющие родной запах (только необходимо помнить об осторожности!). Для детей постарше такую службу сослужат любимые игрушки.

Совместный сон с ребёнком

До сих пор в наших рассуждениях мы негласно подразумевали ситуацию, когда ребенок находится во время сна отдельно от взрослых. Вместе с тем, существует совершенно другое мнение относительно оптимальных для младенца условий сна: многие считают полезным и удобным брать ребенка в родительскую постель.

Для начала оговоримся, что решение о том, где будет спать ребенок, должно приниматься в первый год его жизни. Младенец с легкостью может приспособиться ко сну как в одиночестве, так и вместе с родителями, но как только привычка сформировалась, искоренить ее будет гораздо сложнее. Каким ни был ваш выбор, важно, чтобы он устраивал всех.

Приемущества совместного сна.

Сторонники совместного сна считают, что ребенок должен иметь доступ к родителям и днем, и ночью. При этом совместный сон помогает малышу чувствовать себя более счастливым и защищенным, воспринимается им как подтверждение заботы о нем со стороны мамы и папы. Если его нужно покормить или утешить, для этого не нужно идти в другую комнату, можно быстро успокоить малыша, не доводя дело до слез. Находясь всю ночь рядом с родителями, ребенок ощущает их тепло. Время отхода ко сну перестает пугать или раздражать его, поскольку не означает расставания с дорогими людьми. Известно, что малыши, спящие в одной постели с родителями, реже просыпаются и реже видят кошмарные сны. Существует даже предположение, что у родителей и детей, спящих вместе, циклы сна синхронизированы.

Аргументы против совместного сна.

Противники совместного сна считают, что он препятствует приобретению ребенком такого полезного навыка, как способность спать в одиночестве. По их мнению, дети, спящие вместе со взрослыми, вырастут более зависимыми, беспокойными и инфантильными. Еще один аргумент против – опасение, что при круглосуточном доступе к родителям малыши станут избалованными. Нельзя забывать о том, что взрослым необходимо хотя бы некоторое время побыть одним, чтобы запастись энергией на предстоящий день. Кроме того, многие озабочены влиянием совместного сна на спонтанность секса. Педиатры, помимо этого, отмечают опасность передачи различных инфекций малышам от родителей. Не следует сбрасывать со счетов и опасность попросту нечаянно придавить его во сне.

В отношении совместного сна можно предположить «компромиссные» решения. Например, родители могут брать детей к себе в постель лишь в некоторых случаях: рано утром или в выходные, если ребенку приснился страшный сон или когда он болен. Однако каким бы ни было ваше решение относительно совместного сна, важно осознавать мотивацию подобного выбора. Иногда родители позволяют малышу, часто просыпающемуся по ночам, спать вместе с ними исключительно от отчаяния. Им надоедает каждую ночь по несколько раз ходить из своей спальни в детскую, и совместный сон становится решением проблемы. Обычно дети хорошо спят в постели родителей, но сами взрослые часто испытывают при этом раздражение и недовольство. В подобной ситуации лучше решить проблему частых пробуждений ребенка, чем подменять ее другой.

Наверняка выражение «ритуалы засыпания» вам знакомо. Конечно, современные родители очень активно интересуются информацией по развитию и воспитанию детей. Но давайте разберемся подробней, что же это такое - ритуалы засыпания? Зачем они нужны? В каких ситуациях? Какие они бывают? На все вопросы о ритуалах засыпания мы и постараемся ответить в данной статье.
На самом деле все просто. Определение этому термину мог бы дать любой из вас! Итак, ритуалы засыпания - это некие процедуры, манипуляции, которые проводятся минут за 20-30 до сна, и повторяются каждый день в одно и то же время, в определенной последовательности для формирования у ребенка «установки» на сон.
Как же так получается, что ритуалы засыпания так магически действуют на ребенка? Действия, которые повторяются регулярно (в данном случае процедуры перед сном) и имеют почти всегда один исход (в данном случае сон) устанавливают определенную временную условно-рефлекторную связь. Ритуалы засыпания настраивают организм на сон, как бы программируют на конкретную установку. Наверняка вы замечали много раз, что некоторые вещи вызывают у нас определенные ассоциации. Например, запах только что испеченных пирогов может напомнить бабушку и детство, а какая-та мелодия – конкретного человека. С ритуалами засыпания происходить что-то похожее. Для ребенка иногда запах любимой «ночной» игрушки действует лучше любого снотворного. Ну что тут скажешь – привычка:)
Процедур, которые могли бы претендовать называться «ритуалами засыпания», - огромное количество. Точнее их столько, сколько может воспроизвести ваша фантазия! (Кстати, не только Ваша фантазия, многие дети сами создают свой собственный ритуал). Только не стоит впадать в крайности и заниматься пересчетом узоров на обоях:). Из классических вариантов это: купание перед сном, можно с использованием эфирных масел с успокаивающем эффектом, легкий расслабляющий массаж и поглаживания, стакан молока и задергивание занавесок на окне с фразой «а теперь пора спать», любимая детская сказка или добрая колыбельная песня, одевание пижамки и укладывание мягкой игрушки рядом под бочок и пр. Для придумывания ритуалов засыпания надо просто придерживаться определенных правил, тогда «программа отхода ко сну» будет иметь успех и нравиться вам и вашему ребенку. А начинать создавать свои ритуалы засыпания можно уже с 6 месяцев, и это сыграет «на руку» чуть позже, месяцев в 9–10, когда появляются проблемы совершенно другого рода - ребенка сложно уложить спать.
Все манипуляции, которые вы будете совершать с ребенком, не должны быть активными и подвижными. Иначе вы получите ребенка, готового хоть сейчас для пешего похода на длительную дистанцию, а не ангелочка со слипающими глазками. Т.е. зарядка, подвижные игры и возня в кровати перед сном противопоказаны. Также «вычеркиваем» из средств для засыпания ухаживающие средства для кожи с резкими, тяжелыми запахами. Они могут взбодрить или подарить головную боль и проблемы с дыханием. Не подходят сказки и песенки, воспроизводимые громким голосом. Чтобы ваша сказка убаюкала, надо проговаривать ее тихим голосом, чтобы ребенок начинал прислушиваться, переставал шуметь и ворочаться. Еще лучше, если тон голоса будет немножко бубнящим, располагающим к клеванию носом. Также исключим обсуждение будоражащих душу событий, которые могут привести к сильной эмоциональной реакции, как положительной, так и отрицательной. А вот помечтать перед сном о чем-нибудь приятном, посекретничать с мамой - можно. Но имейте ввиду, что это не один раз (готовы делать это каждый день?). В общем, главное помнить, что сила ритуалов засыпания - в регулярности и точности копирования процедур изо дня в день. Только тогда у ребенка выработается установка на сон именно после этой цепочки событий.
Хотелось бы отметить, что ритуалы засыпания оказывают помощь не только тогда, когда нужно утихомирить активного озорника и научить его засыпать, но и во многих случаях, когда у ребенка наличествуют психологические или психические проблемы. Например: у ребенка ночные страхи, период проживания горя и утраты (смерть близких), депрессивные состояния, бессонницы и др. В таких ситуациях ритуалы засыпания могут использоваться и детьми, и подростками и взрослыми! Конечно, здесь ритуалы засыпания будут исполнять еще и дополнительные функции - защитные, охранительные и др. Например, конструирование вместе с ребенком ловушки для страха (монстров, Бабок–Ёжок и прочей нечисти), которая будет «выставляться» каждый вечер на ночь и оберегать маленького трусишку.
Одним словом, ритуалы засыпания очень важны и нужны во многих случаях. И на этом пока мы ставим точку. А на последок я желаю вам сладких снов, удобных кроваток и эффективной условно-рефлекторной связи между, например, чисткой зубов и аппетитным посапыванием. А что?! По- моему очень удобно: умылся и сразу баиньки:).

Я использую этот метод где-то с третьего дня, как выписали из роддома (первые два дня мы экспериментировали с последовательностью действий, самый плохой был покормить, искупать, одеть). Самое позднее, когда мой ребенок засыпал 23 часа, и то, только потому, что молоко пропало, и я слегка растерялась, так как не была готовы к такой ситуации.

Мы уже говорили о том, что вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою...

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания — действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс — установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, "ложащаяся спать" вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

С вами наверняка случалось, что какой-то запах или вкус вызывал вдруг в вашей памяти картины из детства или какая-то деталь в одежде напоминала конкретного человека. Так и у детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  1. В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: "а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня" (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: "Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!" — станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно, потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем...
  2. Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, очень удобно такое изобретение техники, как радионяня. Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  3. Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, — полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  4. Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие ("еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста...!"). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры... Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным (по крайней мере, для моих детей это всегда был железный аргумент). Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  5. Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: "Ну вот, смотри — маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“", — вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Еще примеры ритуалов

Все приведенные в этой главе элементы ритуала — только примеры. Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка — что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает...


Ленка засыпала, только когда мама или папа были рядом. Раньше это происходило довольно быстро: один из родителей присаживался рядом с кроваткой девочки, нежно гладил ее, и дочурка спала уже через несколько минут. Со временем родителям приходилось сидеть в комнате малышки все дольше, иногда больше часа. И мама, и папа девочки работали целый день и очень уставали к вечеру, поэтому сидеть битый час у детской кроватки казалось им невыносимым. Алена чувствовала нетерпение родителей и тем сильнее боролась за их внимание, .

Услышав о вечернем ритуале, родители решили испробовать эту возможность. Они сказали девочке, что теперь она большая и должна засыпать в своей кроватке одна, но что последние минуты перед сном они будут проводить вместе с ней. Мама или папа сажали Аленку вечером на колени и ласкали ее. Мама пела дочке, папа читал ей сказку. И малышка, и родители от души наслаждались этими нежными мгновениями. Через 15 минут родители целовали Аленку, говорили, что теперь пора спать, и укладывали девочку в кроватку.

В первый день малышка, видя, как мама выходит из комнаты, попыталась протестовать. Тогда мама вернулась к ее кроватке, взяла Аленку за ручку и сказала: "Спи, будь умничкой, и завтра вечером я снова спою тебе". К ее удивлению, девочка сразу же умолкла. Слишком ценными были для нее эти минуты безраздельного маминого внимания, слишком сильно она любила мамин нежный голос и ласковые объятия...

В 6 вечера отец Дениса возвращался с работы. Мама суетилась, готовя ужин, и ругалась, что Денис все время мешается у нее под ногами. Папа рассказывал о проблемах на работе, и его напряженно звучавший голос внушал мальчику необъяснимую тревогу. За ужином Денис ерзал на стуле и постоянно встревал в разговор родителей, что им явно не правилось. Наконец, помыв посуду, мама обращалась к мальчику: "А теперь, Дениска, время вечернего ритуала!". "Уpa! Ритуал! Ритуал!" — радостно кричал малыш и бросался в ванную комнату, на ходу стягивая с себя одежду. Он знал, что теперь наступает его время: когда мама будет говорить с ним, читать ему и играть в его игры! "Наконец-то!" — радовался мальчик, с энтузиазмом натягивая пижаму...

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Светлана Бернард
Из книги "100 простых способов уложить ребенка спать"

Комментировать статью "Как научить ребенка засыпать самостоятельно. Часть 2"

Я считаю, что у ребенка на сон должен быть ритуал. Прям на уровне инстинкта - чтобы при определенных условиях срабатывал "выключатель" Этот момент очень важен, тк главное, чтобы не сформировалось негативного отношения к процессу засыпания! (то же самое и с...

Обсуждение

а если соску не берет?
меня просто заботит момент - ведь есть же потребность в удовлетворении сосательного рефлекса, а соску не берет. И как-то жалко грудь не дать на сон...

Я тут тоже самое когда-то говорила.. Надо просто всегда одно и тоже делать во время сна! У нас так же..пижамка+соска+мобиль+поцелуй и всё...
даже если неск. раз соску выкинет, просто пойти ессесно помыть соску, дать дитю, сказать баиньки и выйти...
тьфу тьфу тоже всегда спали без всяких траливали

Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие И еще вопрос - должны ли быть эти ритуалы одинаковыми у папы и у мамы? Как ребенку будет проще заснуть? имею в в виду, конечно...

Обсуждение

Вечернее купание, положили в кровать, поцеловали, ушли. Все:) Раньше было кормление после купания перед сном, до года примерно.
В какой то мере это у нас ритуал, т.к. кроватка только для сна и ребенок знает что раз положили, значит надо спать:) В последнее время может и попроситься спать. И время примерно соблюдаем так что обычно всегда готов спать в положенное время.
Да, все ритуалы у нас одинаковы, как для сна, так и для еды и остального. Если Кирилл не со мной - остальным при необходимости объясняется что и как. Нам так проще, как со старшим, так и с младшим.

У нас ничего особенного. В одно и то же время купание и спать:)

Ритуалы перед сном помогут ребенку заснуть быстрее. Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям.

Обсуждение

Добрый день! У меня нет опыта воспитания таких маленьких детей, но вспомнила наш местный форум. Там у одной форумчанки дочка (4 года, если не ошибаюсь) мало спала, видно было, что ребенок хочет спать, но недосыпает... они в итоге обратились к остеопату и он помог. а вообще капли есть "Баю-бай" на травах, но не знаю, для какого возраста.
Кто советует не укачивать????????? вот их и не укачивайте) а своего ребенка - обязательно! Чему не обрадуешься????? Слушайте только свое сердце! плохо, наооборот оставлять ребенка одного, не удовлетворять его потребности (в ласке, безопасности, ощущении, что мама поможет, если надо).

У нас так было. Я много чего делала, в том числе и пеленала. Дитю моему, не давали покоя собственные руки-ноги, колбасило, выворачивало наизнанку и тыды. Пеленала крепенько так, иначе разворачивалась. Гладила, лежала рядом, пела, когда не пеленала - давала щупать себя, исследовать - ведь всего это мамского у дитя НЕ БЫЛО. Бороться два вечера - это ничего, я 2,5-3 года искала в этом случае подход, работало всё понемногу, я искала. И Вы ищите, Вы должны почувствовать, что именно нужно Вашему малышу. Просто помните, что у них не было периода, когда их мамка с любовью в себе носила и к сиське не прижимала. Запасайтесь терпеньем, чай успокоительный на ночь дитю, соску в конце-концов, и гладить и петь, и шептать хорошие слова. Всё пройдёт.

Сказка, как ритуал засыпания. Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Люди, а с какого возраста дети начинают под сказку засыпать?

Обсуждение

Митюша всегда только "разгуливался" от сказок, рассказанных мамой... начинал веселиться, оживал, задавал кучу вопросов....четние стал воспринимать около2х, и поспокойней как-то, а с диафильмами дело еще лучше пошло!

Часть двенадцатая книги Светланы Бернард «100 простых способов уложить ребенка спать».

Мы уже говорили о том, что вы значительно облег­чите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, при­вычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впе­чатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою.

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания - действий, повторяющихся ежедневно в определен­ной последовательности и вырабатывающих у ма­лыша своего рода условный рефлекс - установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, на­пример, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

С вами наверняка случалось, что какой-то запах или вкус вызывал вдруг в вашей памяти картины из детства или какая-то деталь в одежде напоминала конкретного человека. Так и у детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с по­мощью разного рода вспомогательных средств (буты­лочка, укачивание на руках и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит пере­ход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание долж­но изменяться в соответствии с возрастом и потребностями.

В первый год жизни малыша рутинная часть ри­туала (подготовка ко сну) еще тесно переплета­ется с родительской нежностью, ласковыми сло­вами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» - станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно, потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обяза­тельно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)»).

Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, очень удобно такое изобретение техники, как радионяня. Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.

Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого мини­мума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, - полчаса, при­надлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.

Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста...!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры... Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным (по крайней мере, для моих детей это всегда был железный аргумент). Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.

Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри - маленькая стрелка уже дошла до цифры «семь»», - вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Все приведенные в этой главе элементы ритуала - только примеры. Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка - что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.

Например, купание действует на большинство детей успокаивающе, но есть и такие, которых оно возбуждает. Кроме того, ежедневный контакт с водой может вызвать раздражение чувствительной детской кожи, а на самый нейтральный дет­ский шампунь, если его использовать ежедневно, у ребенка может появиться аллергическая реакция. Сильнопахнущие шампуни имеют порой воз­буждающее действие, а вот специальные успокаи­вающие эфирные масла могут помочь вашему малышу уснуть, если, конечно, у него нет на них аллергии.

Очень любят детишки перед сном нежный массаж. Для этого не обязательно ходить на специальные курсы и обучаться определенным приемам (хотя это может быть и полезным). Осторожные, ласковые поглаживания вдоль всего тельца малютки, с головы до ног, наверняка понравятся ему. Положитесь на свою родительскую интуицию, наблюдайте за реакцией малыша и - главное - вложите в движение рук всю вашу нежность и любовь. Вы можете использовать также специальное массажное масло. Но избегайте, как и в случае с шампунем, сильно- пахнущих средств, способных возбудить малютку, вызвать у него аллергию или проблемы с дыханием.

После массажа наденьте на малыша пижаму. Про­цедура надевания пижамы воспринимается боль­шинством детей как первый сигнал ко сну.

С появлением у малютки первого зубика реко­мендуется сделать частью ритуала чистку зубов. Тогда малыш буквально вырастет с этой привычкой, и чистка зубов будет для него делом само собой разумеющимся. Пока режутся зубки, десны малыша очень чувствительны, поэтому вы можете использовать для чистки первых зубов смоченные в воде ватные палочки. Когда же зубиков будет целый ряд, можно перейти к специальной маленькой щеточке.

Маленькие детишки засыпают лучше, если время перед сном проходит в тихой, уютной атмосфере с приглушенным светом. Постарайтесь говорить и петь тихо. Кассета со сказкой или музыкой тоже не должна звучать громко. Если ребенку придется прислушиваться, он будет меньше шуметь и воро­чаться в кроватке.

Лучше, если музыка будет успокаивающей, а сказка доброй. Захватывающие истории могут возбудить малыша, а злые персонажи могут сниться ему ночью, нарушая его сон. Многие ребятишки быстро начинают клевать носом, если им читают сказку монотонным голосом. Другие же с интересом следят за ходом событий и любят чтение выра­зительное, с изменяющимся (в зависимости от того, какому персонажу принадлежат эти слова) голосом. Бывает, что какая-то история настолько нравится малышу, что он просит читать (или рассказывать) ее каждый день. Таким образом, ребенок сам помогает родителям выбирать свой вечерний ритуал.

Для старших ребятишек большим воспитательным действием обладают собственные, сочиненные ро­дителями истории, отражающие, например, акту­альную ситуацию в семье. Так, в непослушном мы­шонке малыш сможет узнать себя, а в заботливой маме-мышке свою маму. История-сказка поможет ребенку взглянуть на себя со стороны и иногда увидеть домашнюю ситуацию совсем по-новому. А уж способность малышей проводить параллели поистине достойна восхищения!

Многие детки любят, засыпая, укладывать рядом с собой любимую игрушку, куклу или даже свер­нутую пеленку, к которой они могут прижаться щечкой. Любимая мягкая игрушка или кукла в этот момент как бы оживает и становится верным товарищем, которому можно поведать свои радости и горести, которого можно посильнее прижать к себе, чтобы не чувствовать себя одиноко. 9. Если малыш боится темноты, вы можете, выходя из комнаты, оставить включенным ночник или наклеить на потолок детской комнаты специальные звездочки, светящиеся в темноте. Одна мама даже придумала обычай мастерить с ребенком вечером специальные ловушки для страхов и ставить их перед дверью в детскую комнату. Уж тогда ни один плохой сон и никакие сказочные персонажи не осмелятся побеспокоить спящего малыша, не так ли?

А вот мои мальчишки очень любили, чтобы им на ночь чесали спинку или делали специальный игро­вой массаж со стишками. (Помните: «Рельсы, рель­сы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый.»? Для тех, кто не помнит, я привела этот игровой массаж в приложении). И привычка эта сохранилась у ребят до самого переходного возраста!!! Забавно было слышать вечером, как уставшие школьники звали меня из своих кроватей: «Мама, а массаж?» Или: «Мама, когда ты придешь делать «рельсы»?» В воз­расте, когда открыто проявлять ласку по отношению к маме мальчики уже стеснялись, вечерний массаж стал для них единственным допустимым выражением близости и нежности, в которой они еще так нуждались...

Очень нравится детишкам также поговорить или посекретничать перед сном с мамой или папой.

Последние минуты перед сном - замечательный шанс побыть с ребенком также для папы, который весь день был на работе. Ведь малышу очень нужны папина ласка и забота. А близость папы перед сном позволит малютке уснуть в спокойной уверенности, что папа рядом, любит его и будет оберегать его всю ночь.

Со старшим ребенком вы можете поговорить о прошедшем дне, вспомнить приятные события, а также рассказать ему о планах на завтра. Дети любят, когда происходящее вокруг для них понятно и предсказуемо. Особенно крупные, важные события в детской жизни (поездки, встречи с другими людьми, праздники и т. д.) требуют того, чтобы малыш подготовился к ним, настроился на них. И даже если речь идет о событиях обычных (например, о том, чтобы сходить с мамой в магазин), ребенок будет спокойнее и лучше вести себя там, если вы заранее его к этому подготовите и обговорите правила поведения (оставаться рядом с мамой, не кричать, не хватать ничего без спроса и пр.). Вы можете также договориться о том, что произойдет в случае несоблюдения малышом этих правил, только не забудьте потом выполнить обещанное, иначе ребенок перестанет принимать ваши слова всерьез!

Малышу, которому уже исполнилось 3-4 года и который уже научился размышлять, можно сказать, что все его друзья (хорошо будет перечислить их по именам) уже легли спать или спят. Объясните, что это время, когда все маленькие детки ложатся спать, чтобы набраться сил для нового дня. Напомните, что в это время он ложится спать каждый день и будет ложиться и дальше. Как подчеркивает американский психолог и врач-педиатр Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», важно, чтобы ребенок уяснил необходимость ложиться спать, даже если это противоречит его желанию. Понимание, что в жизни нельзя делать только то, что нам нравится, станет первым важным шагом на пути к духовной зрелости маленького человечка.

Вы можете рассказать ребенку, что вы, когда были маленькими, тоже ложились спать в это время, а сейчас будете поблизости, чтобы прийти к малышу, если он позовет вас. А в дни, когда я осо­бенно уставала, я иногда говорила дочурке, что ложусь спать, и просила не мешать мне. Обычно она понимающе затихала в своей кроватке и вскоре мирно засыпала.

Подскажите ребенку что-то хорошее, о чем он мог бы думать, засыпая, и пожелайте ему спокойной ночи.

Договоритесь с малышом, что утром, когда он проснется, он может прийти в вашу спальню и разбудить вас. Многим ребятишкам такая пер­спектива помогает заснуть.

Иногда я говорила своей дочурке: «Сейчас я пойду уберу посуду на кухне (или помоюсь в ванной, зашью дырку на брюках, доварю суп, допишу письмо...) и потом приду к тебе еще раз, чтобы пожелать спокойной ночи. Эти слова успокаивали доченьку, и когда я снова заглядывала в ее комнату, она уже спокойно посапывала в своей кроватке.

Старшие дети любят засыпать с открытой или приоткрытой дверью в детскую комнату (если, конечно, им не мешает при этом шум, доносящийся из других комнат). Как только малыш уснул, дверь можно закрыть. Очень хорошо действует и договоренность с ребенком: дверь остается открытой при условии, что он тихо лежит в своей кроватке. Большинство детей не любят оставаться за закрытой дверью, поэтому стараются вести себя тихо и в результате быстрее засыпают.

Часто родители спрашивают, можно ли малышам смотреть на ночь телевизор. Конечно, один добрый мультик вечером не помешает, но только один и только добрый. Увиденное не должно возбудить или испугать ребенка, что помешает его спокойному сну. А телевизор никак не должен стать заменой родительского внимания. Вечерний мультфильм может быть только начальным пунктом ритуала, после которого малыш начинает готовиться ко сну. Последние же минуты дня ребенок обязательно должен провести с близкими, в гармонии и покое.

Для старших ребят частью ритуала засыпания мо­жет стать спокойная игра в одиночку в детской комнате. Мы уже говорили о том, что чем старше малыш становится, тем меньше сна ему требуется и тем позже он засыпает вечером. Но родители тоже нуждаются в отдыхе в вечерние часы. Поэтому хорошим компромиссом может стать ритуал, совмещающий близость родителей и самостоя­тельную игру ребенка в своей комнате.

Например, вы можете помочь малышу подготовиться ко сну (почистить зубы, надеть пижаму и пр.) и договориться с ним, что придете в его комнату через полчаса или час. В это время ребенку можно (это всегда звучит привлекательнее, чем «нужно») оставаться в своей комнате и спокойно играть. Обычно малыши с удовольствием соглашаются на это условие, если им при этом разрешается позже лечь спать. Вы можете также показать ребенку на часы и сказать, что мама (или папа) придет к нему, когда вот эта стрелка дойдет до этой цифры. Как только время истекло, нужно обязательно выполнить обещание, иначе малыш перестанет вам верить.

Если он, как обещал, провел все время за спокойной игрой, то наступает вторая часть ритуала, в которой ребенку принадлежит безраздельное внимание его родителей. Это время близости и нежности, чтения и музыки, беседы и секретов. Это время счастья для вас и для вашего малыша. Может быть, он будет ждать этих минут весь день. Попробуйте и вы на время забыть обо всем и по­грузиться в мир детской радости и фантазии. Ведь время проходит очень быстро. Не успеете огля­нуться, как ваш птенец улетит из гнезда, и вы с болью в сердце будете жалеть о том, что не смогли провести с ним больше времени, пока он был маленьким...

СОВЕТДНЯ

Даже если у вас целый день не было возможности зани­маться с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Фактор № 2: неправильный ритуал отхода ко сну

«Отход ко сну» – это не событие. Это скорее путешествие, которое начинается с первого зевка вашего малыша и заканчивается тем, что он наконец засыпает глубоким сном. Вы должны понимать, когда для ребенка наступает время сна, и помочь ему постепенно заснуть.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2

Подобные жалобы часто указывают на то, что причиной нарушения сна у вашего ребенка является неправильный ритуал отхода ко сну.

«Моего малыша нелегко уложить спать».

«Мой малыш засыпает, а потом неожиданно просыпается через некоторое время – десять минут или полчаса».

Подходящее время для сна. Прежде чем помочь малышу заснуть, вы должны определить, когда он будет готов. Вы знаете, как выглядит ваш ребенок, когда он устал? Реагируете ли вы на это незамедлительно? Если вы пропустите «окошко в сон», то потом вам будет труднее его уложить.

План. Одни младенцы засыпают лучше, чем другие. Обычно это дети с ангельским характером и образцовые. Но даже с ними родителям следует быть наблюдательными, потому что каждый ребенок индивидуален. Так что следите за ним и постарайтесь понять, как ведет себя ваш малыш , когда он устает. У новорожденных, которые пока не контролируют ничего, кроме своего рта, зевок является самым важным показателем. Но при этом малыш может также проявлять нервозность (так часто делают раздражительные дети), нетерпение (реактивные дети) или совершать различные непроизвольные движения. Одни широко открывают глаза (тоже характерно для реактивных детей), в то время как другие скрипят, как старая дверь, а некоторые пищат. К шести неделям, когда малыш более-менее координирует свои движения головой, он может отвернуться от вас или от игрушки, а может уткнуться в вашу шею, если вы несете его на руках. Какими бы ни были его знаки, вы должны реагировать на них незамедлительно. Если вы упустите этот удобный момент или попытаетесь продлить время бодрствования, чтобы ребенок потом дольше поспал (очередной миф!), то вам будет труднее научить его засыпать.

ВЕДИТЕ ЗАПИСИ!

Родителям, имеющим трудности с распознаванием сигналов их детей, я предлагаю вести дневник сна. Записи помогут вам развить свои наблюдательные способности. В течение четырех дней записывайте не только то, когда ваш малыш спит и насколько долго, но и то, что он делал перед каждым засыпанием и как выглядел. Я обещаю, что перед вами сразу же возникнет картина, которая, в случае если у вашего малыша есть проблемы со сном, поможет выяснить, почему это произошло.

Постепенное расслабление. Если вам без труда удалось определить, что ваш малыш устал, то можете отнести его в кроватку без всякого перехода от бодрствования ко сну (даже если он какое-то время еще смотрит пристально на стену). Каким способом вы до сих пор укладывали его спать днем и вечером? Пеленали ли вы его? Если малышу с трудом удается заснуть, находитесь ли вы рядом? Ритуал постепенного отхода ко сну – предсказуемый, с повторяемой последовательностью – дает ребенку возможность узнать, что будет дальше, а пеленание позволяет ему почувствовать уют и безопасность. И то и другое, по сути, является сигналом: «Пора переводить стрелки. Готовимся отходить ко сну». Начиная ритуал постепенного перехода ко сну в самом раннем возрасте, вы не только научите малыша умению спать, но также заложите основу доверия на последующие месяцы, когда начнет проявляться сепарационная тревога.

С ребенком в возрасте менее трех месяцев подготовка к дневному или ночному сну обычно занимает не более 15 минут. Некоторым мамам достаточно войти в комнату, задернуть шторы, запеленать и положить малыша, и тот сразу же начнет ворковать и лепетать – и в конце концов отойдет ко сну. Но, как показывает мой опыт, большинству детей, прежде чем они задремлют, необходимо присутствие родителей, успокаивающих их и помогающих совершить переход от бодрствования ко сну. Некоторым – обычно чувствительным и реактивным детям – требуется еще что-нибудь.

План. Мой ритуал «Четыре S» включает этапы S etting the stage (создание обстановки для сна), S waddling (пеленание – подготовка ребенка ко сну), S itting (вы сидите спокойно, не совершая никаких движений) и, если необходимо, – S hush-pat method (убаюкивание и легкое похлопывание – дополнительные несколько минут вы своими движениями помогаете нервному или неугомонному ребенку успокоиться и погрузиться в сон).

Создание обстановки для сна. Будь то дневной или ночной сон, вы в любом случае создаете подходящую для этого обстановку, перенеся малыша из возбуждающего окружения в более спокойное. Войдите в комнату, занавесьте окна и, если хотите, включите негромкую музыку. Последние минуты перед сном должны быть тихими, сдержанными и спокойными.

Пеленание. Пещерные люди пеленали своих младенцев. Представители большинства примитивных культур пеленали своих младенцев. Вашего малыша пеленали в больнице, и вы должны продолжать делать это дома. Лучше всего запеленать малыша перед тем, как положить его в кроватку.

В чем смысл? До трехмесячного возраста дети не контролируют движение своих рук и ног. В отличие от взрослых, которые от чрезмерной усталости становятся вялыми и апатичными, дети ведут себя более энергично – совершают резкие движения руками и ногами, машут ими в воздухе, – когда чувствуют себя уставшими. В это время малыш не отдает себе отчета, что видит собственные конечности. А поскольку он встревожен, движущиеся предметы отвлекают и беспокоят его. Так что в некотором смысле пеленание является одной из форм устранения стимуляции из окружающей обстановки. Я рекомендую пеленать ребенка до трех-четырех месяцев, хотя некоторых можно пеленать и до семи-восьми.

«МОЙ РЕБЕНОК НЕНАВИДИТ, КОГДА ЕГО ПЕЛЕНАЮТ!»

Не могу передать, насколько важно взять за привычку пеленать малыша. К сожалению, многие родители возражают против этого. Они считают, что тем самым ограничивают и сковывают ребенка. Вероятно, они сами страдают клаустрофобией и проецируют свои ощущения на сына или дочь. Вы можете сказать, что ваш «ребенок ненавидит, когда его пеленают, и при этом безумно машет руками и ногами». Но такие движения нельзя рассматривать как сознательные со стороны ребенка. Обычно их вызывает чрезмерная усталость и/или излишнее стимулирование активности, что влечет за собой проблемы при укладывании спать. Запеленав малыша, вы помогаете ему успокоиться. Причиной, по которой мы перестаем это делать примерно в трехмесячном возрасте, является то, в данный период у детей развивается координация движения рук. Впрочем, у некоторых такое происходит к пяти месяцам или позднее (теперь вы понимаете, как важно знать своего ребенка?).

Хотя многих мам обучают пеленанию в роддоме, некоторые не практикуют его (или не придают ему должного значения), когда возвращаются домой. Если вы уже забыли, как это делается, то вот вам памятка. Разложите одеяло (лучше квадратной формы) одним углом к себе. Загните край, так, чтобы получился прямой сгиб. Поместите малыша на одеяло таким образом, чтобы его шея располагалась на этом сгибе, а головка – за пределами края одеяла. Положите его левую ручку ему на грудь под углом в 45 градусов и подтяните правый угол одеяла ему на грудь, подвернув его под левый бок. Нижней частью одеяла прикройте вытянутые ножки ребенка. Наконец, левый угол подтяните к груди и подверните под правый бок. Ребенка нужно пеленать плотно и аккуратно. Некоторых родителей пугает пеленание, потому что они опасаются, что оно препятствует дыханию и мешает младенцу двигать ножками. Однако исследованиями подтверждено, что правильное пеленание не приводит ни к каким нарушениям. Совсем наоборот, с древних времен эта практика применяется для того, чтобы помочь ребенку заснуть здоровым сном.

В какой-то момент, когда вы уже умело пеленаете ребенка, он начинает высовывать ручки наружу и вертеться. Родители в таких случаях могут сказать: «Он больше не хочет лежать запеленатым, он пытается выбраться». И тогда я спрашиваю: «И что вы делаете, когда он ведет себя так?» Одна мама заявила, что пользовалась изолентой, чтобы не позволить малышу раскрутиться! Однако обычно родители говорят, что они в таком случае просто перестают пеленать ребенка. А всего-навсего и маме, и папе следует понять, что, как только у малыша разовьется подвижность, он будет все время двигаться. Некоторые дети начинают это делать в возрасте четырех недель. Они уже могут координировать свои движения шеей и плечами. И если малыш разворачивается, то просто перепеленайте его (но только, пожалуйста, никакой изоляционной ленты!). Позднее, около четырехмесячного возраста, вы можете попробовать оставить одну ручку малыша поверх одеяла, чтобы он шевелил пальчиками и кулачком.

Спокойное сидение. Когда ребенок уже запеленат, посидите с ним спокойно около пяти минут, держа его в вертикальном положении. Для совсем маленького младенца лучше всего будет, если вы повернете его к себе, так, чтобы он мог уткнуться лицом вам в шею или в плечо и чтобы не происходило никакой визуальной стимуляции. Не трясите и не качайте его, не расхаживайте с ним по комнате. Я-то знаю, что многие так делают. Мы видим это в фильмах, видим, что так ведут себя наши подруги. В большинстве случаев качание на руках и потряхивание оказывают стимулирующее действие, а не успокаивают ребенка. И если вы его покачиваете или ходите с ним слишком быстро по комнате, то, наоборот, побýдите его к активности. Как только вы почувствуете, что его тело расслабилось, можете слегка отстранить его от себя. В этот момент ребенок начинает впадать в глубокий сон. Теоретически вам бы надо уложить его в кроватку прежде, чем он заснет. Не с каждым малышом это удается, но вы должны поставить перед собой такую цель и стремиться ее достичь. А когда вы пытаетесь его положить, то говорите ему: «Сейчас ты уснешь. Я буду с тобой, когда ты проснешься». Поцелуйте его и положите в кроватку. Поймет или не поймет он смысл ваших слов, но он воспримет их чувствами. Если вы видите, что он утих, выйдите из комнаты и дайте ему возможность самому погрузиться в сон. Если у него нет трудностей с засыпанием, то вы не должны ждать, когда он заснет . Если вы его запеленали и он утих, поверьте, что дальше он справится сам. Проведенный Национальным фондом сна Америки в 2004 году опрос (об этом в главе 7) показал, что те дети, что засыпают самостоятельно, лучше спят. Младенцы, которых укладывают в кроватку до того, как они заснули, обычно могут проспать дольше тех, кого положили в кроватку спящими, и вероятность просыпания дважды или трижды ночью у них в три раза ниже.

Убаюкивание и поглаживание. Если ваш малыш немного беспокоен или начинает плакать, когда вы его кладете в кроватку, вероятнее всего, он готов ко сну, но ему требуется физическое воздействие , чтобы заснуть. И вот здесь есть риск положить начало бессистемному воспитанию. Родители пытаются раскачивать и потряхивать малышей, чтобы успокоить. Я хочу вам предложить другой способ – метод убаюкивания и легкого похлопывания: Вы одновременно нашептываете в ушко малышу «Ш-ш-ш… ш-ш-ш…» и гладите его спинку. Подобное можно применять к детям до трехмесячного возраста, которые сами не могут заснуть. Их такое успокаивает и отвлекает от всего остального. Но надо знать, как это делать.

Ребенок должен лежать в кроватке. Если он не засыпает, положите его себе на плечо и похлопывайте посередине спины ритмичными, как тиканье часов, движениями. Ваши движения должны быть достаточно уверенными. Похлопывайте не сбоку, не в нижней части спины, где находятся почки, а именно посередине.

Делая так, поднесите губы к ушку младенца и начните шептать – медленно, но не слишком тихо: «Ш-ш-ш… ш-ш-ш… ш-ш-ш…» Тяните этот звук, чтобы он был немного свистящим и продолжительным, а не как стук колес поезда. Самое главное – передать малышу чувство уверенности, словно говоря ему: «Я знаю, что делаю». Не будьте слишком робкими или мягкими. Не дуйте малышу прямо в ухо, чтобы не причинить вреда барабанной перепонке; вместо этого направьте звук немного в сторону .

Как только вы почувствуете, что дыхание ребенка становится глубже, а тело расслабляется, тихо уложите его в кроватку, повернув слегка на бок, чтобы у вас был доступ к его спине. Некоторые родители жалуются, что не всегда удобно поглаживать спинку, когда ребенок лежит в кроватке, и что тогда приходится поглаживать его по плечу или груди. Я не считаю, что это эффективно. Я предпочитаю положить малыша чуть на бок и слегка похлопывать по спине. Если вы его запеленали, то вам его легче будет расположить как надо, а чтобы он не переворачивался, можно что-нибудь подложить, например скрученное полотенце. Поместите одну руку на груди младенца и начните слегка похлопывать его по спинке. Затем вы можете наклониться к его уху и пошептать. Если в комнате недостаточно темно, допускается подержать ладонь (не положить, а именно подержать) над глазами ребенка, чтобы исключить визуальную стимуляцию.

Используйте этот прием, когда ребенок уже в своей кроватке. У меня уходит семь-десять минут на то, чтобы малыш успокоился. Впрочем, даже когда он затихает, я продолжаю его поглаживать до тех пор, пока не замечаю, что он сконцентрирован только на этом, и тогда я начинаю похлопывать все медленнее и медленнее и перестаю нашептывать на ушко. Если малыш еще не спит, я продолжаю баюкать его, пока он не задремлет. Если он принимается плакать, то я беру его на руки и точно так же начинаю поглаживать и успокаивать его, положив к себе на плечо. Потом его будет можно опустить в кроватку, продолжая гладить и убаюкивать. Если он начнет снова капризничать, тогда следует начать все сначала .

Когда он задремлет, отойдите от кроватки и постойте несколько минут, чтобы проверить, заснул ли он глубоким сном или снова может пробудиться, как это бывает у младенцев. Запомните, что малышам требуется 20 минут, чтобы пройти через три стадии: окно в сон (момент, когда вы замечаете признаки, указывающие на то, что ребенок хочет спать, и создаете для этого обстановку); зона (глаза малыша затуманиваются, после того как вы его запеленали); постепенное расслабление (он засыпает). Последняя стадия самая сложная – здесь вам надо хорошо понимать своего ребенка. Если он относится к тому типу детей, которые спят неровно и урывками, то ему потребуется дополнительное убаюкивание и поглаживание.

Часто случается следующее: вы видите, что малыш закрыл глаза, и думаете: «Слава богу, он уснул». Вы перестаете его поглаживать и выскальзываете из комнаты, но как только вы это делаете, его тело начинает судорожно подергиваться и глаза широко открываются – ваш малыш проснулся. Если вы слишком быстро покинете комнату, то потом вам придется приходить и уходить в течение полутора часов через каждые 10 минут. И всякий раз вам придется начинать снова двадцатиминутный процесс (если ваш малыш относится к чувствительному, реактивному или раздражительному типу, у вас это займет еще больше времени).