Заболевания нервной системы у детей. Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При детской нервности речь идет офункциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с се органическими изменениями.

Под неврозами понимают более или менее длительные «хронические» функциональные нарушения высшей нервной деятельности - ее «срывы». В их основе, как правило, лежат изменения, которые касаются трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

З) заболевание острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых, а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других - несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка .

Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность - эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые кс учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность пресекаются: он всегда слышит «нельзя», «нет».

Существуеттри основных типа неврозов у детей : истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия - заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода бессознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

У детей раннего и дошкольного возраста истерия проявляется в виде припадков. Если ребенку что-либо не дают, он начинает стучать ногами, бросать игрушки, пытаясь этим, пусть даже неосознанно, добиться от окружающих желаемого. Если дать возможность «закрепиться» этому капризу, то он может перейти в одну из форм истерии. Следует помнить, что больной истерией ребенок не притворщик, он сам страдает от своего заболевания. При первых признаках истерии не следует потворствовать желаниям ребенка, а надо переключить его внимание.

Неврастения - одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряженияРазличают две формы неврастении:гиперстеническую иастеническую . Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй - плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виденавязчивых страхов илинавязчивых движений . Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и тд. Навязчивые состояния в видедвижений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Патологические привычки : сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т. д. - особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта) и т. в. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, вины, отчего его невротическое состояние осложняется.

Онанизм , или мастурбация, - искусственно раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои полевые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

Онанизм как дурная привычка может возникнуть в результате зуда в области промежности, вызываемого острицами, раздражения половых органов мягкой постелью, тесной одеждой. Недостаточная физическая нагрузка, нерастраченная за день энергия или просто любопытство могут быть направлены ребенком на «исследование» своего тела и закрепление этой вредной привычки. Нередко такие ощущения первыми ему доставляют родители, щекоча или целуя его в эрогенные зоны (паховая область, низ живота, ягодицы, половые органы). В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения.

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2-3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валерианы, способен вызвать аллергию.

Ночное недержание мочи (энурез, от древнегреческих слов «мочится ночью») у детей раннего и дошкольного возраста довольно часто. Это случаи непроизвольного мочеиспускания во время ночного или дневного сна вследствие того, что в коре головного мозга у ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые сторожевые пункты, связанные с актом мочеиспускания. Исследования последних лет показали, что под энурезом следует понимать сложный комплекс симптомов, складывающийся в целостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, изменение двигательной активности, нарушение эмоционального поведения.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45 %, а если оба родителя - 75 %. Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкале Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаемых навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Ночное непроизвольное мочеиспускание происходит в виде «взрыва» (пароксизма), который претерпевает определенную возрастную динамику. Возраст до 3 лет следует считать концом физиологической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизвольного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3-4, а по мнению некоторых врачей, старше 5 лет следует рассматривать как проявление энуреза. Если ночное недержание мочи сохраняется по достижении ребенком 4 лет, то родителям необходимо проконсультироваться с педиатром, а в некоторых случаях с детским психоневрологом.

Энурез следует отличать от мочеиспускания днем: ночью оно происходит в виде «взрыва», сопровождается задержкой дыхания, эрекцией у мальчиков, подергиваниями конечностей, имеющими пароксизмальный характер и не встречающимися днем.

Первые исследователи объясняли энурез слишком глубоким сном. В дальнейшем начали искать причину энуреза в анатомических аномалиях мочевыделительной системы. Но от урологического подхода к этой проблеме скоро отказались, так как исследования этого не подтвердили Более поздние исследования установили, что энурез - это не заболевание, а сложный комплекс симптомов, образующих целостный синдром: непроизвольное мочеиспускание, изменение двигательной активности, нарушение эмоционально-волевого поведения.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

Согласно второй, детей следует поднимать ночью, чтобы они не вставали «мокрыми» утром и ощущали заинтересованность родителей в избавлении от этого недуга. Однако следует иметь в виду, что такое насильственное пробуждение вряд ли будет способствовать избавлению от недуга.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16- 18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия происходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями.

В детской психиатрии существуют три точки зрения по этому поводу. Одна группа психиатров признает наличие депрессий у детей и считает их проявления сходными с депрессиями у взрослых. Другая группа считает, что большинство детских депрессий скрытые, и относит к ним, в том числе энурез, фобии, школьную неуспеваемость, нарушения контактов с окружающими. Представители психоаналитической концепции психозов отрицают существование детских депрессий вообще в связи с недоразвитостью «суперэго» у ребенка, а такие состояния, как фобии, энкопрез и др., квалифицируют их как особенные, не относя их к депрессивным. Эта противоречивость прежде всего из-за невозможности зафиксировать стабильные и четкие симптомы депрессии у ребенка. Еще труднее отграничить их от изменений, связанных с естественными возрастными этапами развития (кризисы 2-4, 7-8,). Осложняется диагностика детских депрессий также тем, что ребенок еще не может осознать, что конкретно его травмировало, вербально выразить свои переживания.

Однако, несмотря на трудности диагностики, большинство врачей сегодня сходятся во мнении, что депрессия может возникнуть в любом возрастном периоде, начиная с рождения.и по статистике встречается она у 30% детей.. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению.

Депрессия, оказывая сильное влияние на психику взрослого, не обходит стороной и хрупкую развивающуюся нервную систему ребенка. При этом, подавляющее большинство детских депрессий - скрытые (в литературе встречаются также названия - «маскированные», соматизированные), когда на первый план выступают симптомы, имитирующие какое-либо физическое заболевание и маскирующие обычные для депрессии рассстройства настроения и поведения. Именно поэтому детские:- депрессии в большинстве случаев остаются незамеченными не только родителями и воспитателями, но и педиатрами.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страх (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании, Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую - психотерапевтическую - роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Феномены патологического сна у детей

Часто у родителей и персонала ДОУ вызывают беспокойство наблюдаемые у детей во время сна следующий явления: странные повторяющиеся движения во сне, сноговорение, сон с открытыми глазами, хождение ребенка во сне (так называемый лунатизм), и даже болевые ощущения. В настоящее время эти явления рассматриваются как проявления патологического сна. Вместе с тем до сих пор нет единого мнения во поводу причин и методов лечения отдельных видов проявлений патологий сна (А. М. Вейн, А. С. Гольбин).

Стереотипные движения наблюдаются при засыпании, пробуждении и во время сна. Различают «качание во сне», «биение во сне», «складывание», движение типа «челнок».

Качание во сне представляет собой маятникообразные движения головой, совершаемые ребенком строго ритмично. Такие качания возникают при засыпании или пробуждении. Дети с такой патологией хорошо справляются с творческим и заданиями, но отстают там, где требуются строгое подчинение нормам поведения, аккуратность и логика. Они опережают сверстников по гуманитарным наукам, но отстают ко другим.

Биение во сне . Ребенок лежит на животе и бьется лбом или щекой о подушку, приподнимаясь при этом на вытянутых руках. Движения следуют короткими сериями по 5- 15 раз и повторяются несколько раз в течение ночи. Интересы у них односторонние и часто «недетские». Общение со сверстниками протекает нормально. Появление феномена может быть связанно с небольшими органическими поражениями головного мозга.

Движения типа «челнок» : при засыпании, а также во время сна ребенок переворачивается на живот, встает на четвереньки и раскачивается в переднезаднем направлении. Феномен формируется после предшествующих других стереотипных движений, как правило, в возрасте от 1,5 года до 3 лет. После попытки остановить ребенка эти движения возобновляются с большей интенсивностью. Данный феномен возникает чаще у детей, перенесших отит или пневмонию предполагают также наследственную предрасположенность.

Складывание : ритмичное поднимание и опускание верхней части туловища из положения лежа на спине в положение сидя. Движение начинается медленно, а потом доходит до резких ударов головы о колени. Наблюдается чаще у мальчиков. Днем поведение таких детей характеризуется расторможенностью, аллергическими и астматическими проявлениями.

Пароксизмальные явления происходят во типу «взрыва», однократно и кратковременно. Пароксизмальные феномены начинаются во сне и могут продолжаться в период бодрствования. К их числу относятся: вздрагивание во сне (ночные миоклонии); скрипение зубами (бруксизм); приступы ночной астмы; боли во сне (никталгии); приступообразные рвоты; ночные страхи (их следует отличать от кошмарных сновидений); болезненная эрекция (приапизм); носовые кровотечения; энурез (см. ранее).

Эти феномены трудно поддаются лечению, в большинстве случаев исчезают с наступлением периода полового созревания.

Странные позы во сне могут носить постоянный характер и относятся к одной из разновидностей нарушений основного суточного биоритма: сон-бодрствование. Речь идет о статических феноменах сна, к которым относятся странные позы во сне и сон с открытыми глазами. Избранная поза является наиболее продолжительной и при ее изменении ребенок все равно возвращается к ней. Часто изменение приводит к пробуждению и появлению пароксизмов (мочеиспускание, астмаВот описание нескольких поз:

1)поза со значительным увеличением тонуса отдельных мышц : с тоническим напряжением вытянутой руки или с напряженным удерживанием обеих рук во сне;

2)мертвая поза : полное расслабление Мышц в положении на спине. Наблюдается в возрасте от 6 мес до 3 лет. Часто предшествует энурезу и сопровождает его;

3)поза вниз головой : имеет продолжительный характер. Наблюдается при сотрясениях или ушибах головы. Может встречаться при качании во сне;

4)поза «опистотонус» . Насильное изменение позы может привести к появлению астматических приступов.

Сон с открытыми глазами в норме встречается у новорожденного и в раннем детстве. Первые 3 часа веки не плотно закрыты и видна белая полоска белка. Глаза повернуты вверх и внутрь. В середине ночи и под утро феномен не отмечается. Часто феномен может быть сопутствующим признаком энуреза или прогрессивной мышечной дистрофии. В остальных случаях прогноз благоприятен.

Одна из последних групп феноменов патологического сна у детей -сложные виды психологической деятельности . К ним относятся хождение во сне (сомнамбулизм), сноговорение и кошмарные сновидения.

Первое, что должны сделать воспитатели и родители, - обязательно проконсультироваться с врачом. Родители должны обратить особое внимание на эти явления, так как, если своевременно не выявить симптомы патологии сна и не скорректировать их, легкие формы расстройства могут усилиться и распространиться и на период бодрствования. Это может повлиять на гармоничное развитие ребенка.

Неврозы излечимы, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка; несвоевременного лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика неврозов детей состоит, прежде всего, в устранении всех факторов, способствующих их формированию.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующих повышению сопротивляемости инфекциям.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, во и душевную боль, так как унижают, оскорбляют ребенка.

Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.


Фото: Нарушения в нервной системе ребенка

Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве . Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.


Фото: Капризы грудничка

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения . Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.


Фото: Плачущий ребенок

Причины развития патологии

Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:

наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.

Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой . Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых . Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких .

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.


Фото: Недоношенный малыш

Неврологические заболевания у детей: симптомы

Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.


Фото: Осмотр ребенка врачом

Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!

К числу явных проявлений нервного расстройства относят:

  • нервный тик;
  • навязчивые состояния;
  • страхи;
  • нарушение речи;
  • плаксивость и истерики;
  • снижение аппетита или полный отказ от пищи;
  • заикание;
  • энурез;
  • бессонницу;
  • ипохондрии;
  • обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • покалывание в разных частях тела.

Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.

Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой . Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.


Фото: Неврологические проблемы у ребенка

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях . Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!


Фото: У ребенка головная боль

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Все начинается с младенчества. Почему ребе-нок много плачет? Как правило, объ-ясняют это просто: у него капризный характер. На самом же деле, он плачет по совершенно объективным причинам. Либо за ним непра-вильно ухаживают, либо он физически нездоров, либо же он нездоров психически. То есть такого понятия, как капризы, не существует. То, что мы называем плохим характером, как правило, означает, что человек болен невро-зом. Увы, сегодня статистика по нервным заболеваниям у детей неуте-шительна: больше чем половине школьников можно было бы поставить диагноз «нервное рас-стройство», если бы их родителям пришло в голову посетить врача. Но, к сожалению, в поликлинику обращаются лишь в самых запу-щенных случаях.

НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ДЕЛО-ТО НЕ ЖИТЕЙСКОЕ...

Обычно говорят: «Он у нас нервный». На самом деле, понятие это может включать в себя все что угодно, ведь список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним при-чинам. Отклонения бывают врож-денными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приоб-ретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом пора-жения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки спо-собен выявить только врач.

ВНИМАНИЕ: НЕВРОЗ!

Что неминуемо составляет довольно весомую часть жизни каждого человека? Семейные про-блемы, сложные жизненные ситуа-ции и стрессы. Далеко не всякий организм, столкнувшись с ними, выдержит оборону (ведь некоторые люди, даже попав под обычный дождь, немедленно простужаются). Так и ребенок, оказавшись в труд-ном положении, может выдать невротическую реакцию (устроить истерику, замкнуться в себе и т. д.). Если такие реакции входят в при-вычку, то, скорее всего, у ребенка невроз (в переводе с греческого - «болезнь нервов»), заболевание, которое нужно лечить у невропато-лога. Специалисты считают, что в основе его всегда лежит внутрен-ний конфликт: именно он «раздва-ивает» ребенка и делает его эмо-ционально нестабильным. Часто бывает, что у детей проявляются так называемые моносимптомные неврозы, которые выражаются всего одним, но достаточно ярким симптомом (заикание, тик, энурез и т. д.). Нередко родители сами провоцируют у ребенка развитие невроза своими неправильными действиями.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОШИБКИ

♦ Родители дают ребенку повы-шенную нагрузку, отдавая его в две школы, различные кружки и т. д.

♦ Родители видят в ребенке свои собственные недостатки и пытают-ся с ними бороться.

♦ Мать не демонстрирует ребенку свою любовь, давая понять, что ее расположение нужно заслужить.

♦ Неработающая мать окружает ребенка излишней опекой.

♦ Ребенок становится свидетелем скандалов в семье.

Ваши действия:
Разумеется, одними только таблетками нервное рас-стройство не вылечить. Скорее всего, с помощью доктора вам придется пересмотреть свой образ жизни. Ведь, чтобы предотвратить у ребенка невроз, следует прежде всего контролировать свое поведе-ние. Существуют правила, которые нужно соблюдать:

♦ Не пытайтесь пресечь проявле-ния и симптомы невроза (наруше-ния сна, онанизм и т. д.) - гораздо важнее выявить причины.

♦ Если вы сами страдаете нервным расстройством, постарайтесь выле-читься хотя бы ради ребенка.

♦ Если вы сами в детстве имели проблемы в отношениях с родите-лями, постарайтесь не допускать этого со своими детьми.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ:

♦ слишком выраженное опережение сверстников в психическом развитии;

♦ фанатичное увлечение ребенка каким-нибудь предметом (например, толь-ко китайским языком или только высшей математикой);

♦ если ребенок с головой уходит в игру и она заменяет ему реальность (например, он всем говорит, что стал собакой, и ходит целыми днями на четвереньках);

♦ если он теряет интерес к жизни, перестает следить за собой;

♦ если у ребенка галлюцинации (он говорит сам с собой, к чему-то прислушивается);

♦ если ребенок много врет и фантазирует на полном серьезе (например, что его по ночам забирают к себе инопланетяне или что это он разогнал тучи).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Про «физиков» и «лириков»

В ходе опросов нескольких тысяч родителей выяснилось, что всплеск заболеваний неврозами приходится на возраст, когда дети идут в школу (8-12 лет). Психологи связывают это не только со сменой образа жизни и возрастанием нагрузки в этот пери-од, но и с особенностями существую-щей в школах методики обучения, которая, как правило, является под-черкнуто «левополушарной» (то есть ориентированной в большей степени на математиков и технарей). Правое же - гуманитарное - полушарие раз-вивается в процессе учебы гораздо медленнее, хотя детей с подобной направленностью ничуть не меньше.

«Коня и трепетную лань»

Психологи ненапрасно разделили людей на группы: по типу темперамента, по доминирующему у них инстинкту и т.п. Зная эти классификации, вы сможете определить тип своего ребенка и воспитывать его соответствующим образом. Например, независимо от пола «эгофильного» (мужественного) ребенка нужно сдерживать, чтобы он не вырос агрессивным, а «генофильного» (женственного) наоборот, беречь от неврозов и не подавлять его индивидуальность. Точно так же не стоит постоянно понукать и подгонять флегматика, пытаться обуздать непоседливого холерика, развеселить меланхолика. Если же вы попытаетесь подогнать ребенка под общие мерки, это неизбежно приведет к нервным расстройствам и внутреннему конфликту.

Неврозы - кто в группе риска

♦ робкие, не уверенные в себе дети;

♦ дети, которым не дают никакой самостоятельности;

♦ тревожные по натуре, чрезмерно осторожные дети;

♦ слишком послушные, «ведомые» дети (с повышенной внушаемостью);

♦ дети с пониженной или, наоборот, повышенной активностью;

♦ обидчивые, не умеющие постоять за себя дети;

♦ дети, склонные к сильным пережи-ваниям даже самых незначительных неудач (или удач);

♦ «нежеланные» дети (например, «не того» пола) или дети, появившиеся на свет в не подходящее для родите-лей время (самый разгар учебы, выгодный контракт и т. д.).

Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.

Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.

Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.


Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.

В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.


Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.

Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.

Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.


В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).

У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.


Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:

  • патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
  • изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
  • проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
  • неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
  • страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
  • биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).

Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.

Основные виды невротических расстройств

В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.


Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.

Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.


Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.

Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.


Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.

Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.

Признаки неврозов

О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

  • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
  • стук пальцами о поверхность;
  • дерганье губой;
  • щелканье пальцами;
  • привычка грызть ногти.

Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.


Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

Основными симптомами могут быть:

  • учащенный пульс;
  • потливость;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • озноб.

В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.


Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.

Также для неврастении характерны:

  • вялость;
  • пассивность;
  • быстрая утомляемость;
  • заторможенность;
  • неусидчивость;
  • сбои механизмов сна.

Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.

Отдельные виды детских неврозов

Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

Заикание

Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.


Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.

Энурез

Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).


Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.

Истерия

Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.


Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).

Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.

Детки помладше выражают свои протесты путем:

  • плача;
  • крика;
  • драки;
  • крушение или бросание предметов.

Что касается школьников, то тут преобладают:

  • нарочитая театральность истерик;
  • склонность к преувеличению болезненных расстройств;
  • желание вызвать сочувствие у окружающих;
  • повышенные требования к родным и близким;
  • появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).

Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.

Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.

Симптоматика заболевания

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Диагностика заболевания

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Немедикаментозные методы лечения

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

  • Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
  • Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
  • Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.

Арт-терапия

Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.

Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.


Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.

Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.

С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.


Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  • возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.

Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.

Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.


Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).

Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.