Научная работа в детском саду. Исследовательская деятельность в детском саду Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Помочь героям сказки можно, если использовать деревянную пластину. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами древесины.

Дети дошкольного возраста характеризуются естественным любопытством окружающего их. Лучший способ удовлетворить естественное любопытство ребенка - это просто научная работа и эксперименты исследовательского характера, к которым дошкольники пришли с большой радостью.

Общие цели исследовательской игры: - пробуждение и активизация любознательности и познавательной активности ребенка. - Развитие технических и естественных интересов. - Урегулирование и решение проблем, восприятие отношений между причиной и следствием. - Изучение простых естественных и физических явлений посредством простых экспериментов - Обогащение детского словаря новыми концепциями - Создание социальных связей на групповом уровне, детских садах. - Наблюдение принципов сотрудничества на работе.

Цель проекта:

Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Гипотеза : Обладает ли дерево различными свойствами?

Конкретные цели: Ребенок: Активно участвовать в исследовательских играх. Терпеливо ждет его участия в исследовании. Соблюдайте установленные правила игры. Сформулируйте наблюдения и выводы. Он использует простые инструменты. Правильно называются предметами исследования и явлениями. Правильно называемые технические устройства. Вы понимаете реальность осторожным и открытым способом.

В первой половине года были проведены следующие эксперименты: «Вспененный вулкан» «Что плавает и что тонет?» Растворение вещества в воде. «Что привлекает магний?» «Дружба цветов». «Есть ли какая-нибудь теплая вода?» «Воздух повсюду» «Что случилось с теплым воздухом?» «Может ли воздух перемещать светлые предметы?» «Может ли вода плавать?» «Что в пустой бутылке?» «Разве чашка пуста?» «Вы можете выжать воздух?» «Что самое длинное в воздухе?» «Вода принимает форму сосуда». «Что происходит с бумагой на воде?» «Огонь без воздуха выходит». «Тушение огня». «Притяжение без магнита».

Задачи:

Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.

Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.

Уточнение знаний о дереве и его переработке в производстве.

Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).

Каждое исследование проводило нагрузку положительных эмоций, которая, в свою очередь, поддерживает процесс обучения. Лучше всего помнить, что нам нравится связывать друг с другом. Эти пьесы оказывают положительное влияние на различные сферы развития ребенка. сфере творческой деятельности. Это связано с тем, что ребенок при проведении исследовательской игры сталкивается с определенной проблемой, решение которой является непосредственной целью самой игры. Решая эту проблему различными способами, ребенку бросают вызов делать выводы, искать зависимости, выявлять причины и последствия.

Развивать умение делать выводы.

Методы исследования: Подбор материала по теме; проведение опытов с изделиями из древесины; чтение художественной литературы; изготовление альбомов; экскурсия в столярную мастерскую; составление схем;

Ожидаемые результаты:

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:

Кстати, он учится планировать свою деятельность, искать оригинальные идеи и решения. Научная радость - также отличная возможность развить новые умственные операции в сознании ребенка, такие как: анализ, синтез, сравнение и обобщение. Кстати, дети развивают настойчивость, концентрацию и проницательность.

Его ценная помощь в качестве международного сотрудника правоохранительных органов проложила путь к переходу на полную работу в борьбе с коррупцией. С его уникальной точки зрения, он теперь является награжденным призом консультантом, писателем и докладчиком по актуальным вопросам борьбы с взяточничеством и соблюдению требований для предприятий и организаций по всему миру.

В исследовательской деятельности;

В выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;

В активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;

В выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

План реализации:

Опыт 1.

Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Николь Веркинд страстно любит использовать таланты предпринимателей. Эксперт в области международного бизнеса, Николь может говорить по опыту о важности разрушительного мышления, технологий, инноваций и женских ролей в бизнесе. Николь подчеркивает аудитории, что ключом к успеху является способность игнорировать то, что ему говорят «нет» снова и снова.

Его консалтинговая практика сочетает в себе высокоуровневую стратегическую и корпоративную стратегию с цифровым маркетингом и поддержкой экспорта. Он пишет и широко говорит о пересечении цифрового маркетинга и роста бизнеса - внутри страны и за рубежом.

Опыт 2.

Для закрепления знаний о древесине и его переработке на производстве, организовали экскурсию в столярную мастерскую. Наблюдая за работой плотника, увидели, что дерево можно строгать, пилить и после работы остаются опилки – древесная стружка, которую также используют для изготовления мебели на фабриках.

Опыт 3.

Придумали продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать? Проведя эксперимент, решили, что лучше построить дом из дерева. В лесу много деревьев, древесина твёрдая, не пропускает холод, хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди.

Используя свои методологии, компании создают масштабируемый, предсказуемый и многообразный рост доходов, который обеспечивает прибыльность и более высокую оценку. Пол - ориентированный на результаты канадский лидер с большим опытом работы в индустрии платежей более 17 лет.

Филипп работает над проектами рынка труда в течение 25 лет. Его работа охватывает более 15 промышленных секторов в 11 странах, включая работу с иностранными правительствами, глобальными организациями, отраслевыми ассоциациями, корпорациями и различными учебными и учебными организациями. Он представил на многих конференциях по темам, связанным с компетентностными моделями как для регулируемых, так и для нерегулируемых профессий. Его специальность включает мобильность учащихся и работников, квалификационные рамки, устанавливающие профессиональные стандарты, оценку и всеобъемлющие модели исследований рынка труда.

Опыт 4.

Наши герои проголодались. Решили приготовить себе обед. Из чего можно развести костёр? Проведя опыт, установили, что дерево хорошо горит, можно развести костёр из кусочков дерева и веток. На обед – каша. Как известно, кашу нужно постоянно помешивать. Какой ложкой удобнее это делать? Проверили: лучше мешать деревянной ложкой, потому что она не нагревается, не обожжёшь руки.

Он имеет обширный операционный и административный опыт работы с импортерами, экспортерами, перевозчиками, производителями, таможенными брокерами, курьерскими службами и поставщиками логистических услуг по всей Северной Америке и за рубежом. Патрис Пойтевин является 34-летним ветераном Королевской канадской конной полиции, которого ищут для его обширных знаний о финансовых преступлениях и проблемах, связанных с коррупцией. В своей роли в подразделении «Чувствительные и международные расследования» Национального отдела, сержант.

Мандат Поэйтвина состоял в том, чтобы обучить канадские компании издержкам и последствиям коррупции для бизнеса и общин. Он также является соучредителем Канадского центра передового опыта по борьбе с коррупцией в Университете Оттавы и проекта Глобального антикоррупционного университета. Обладая более чем 20-летним опытом ведения бизнеса на рынках Азии, Индии и Ближнего Востока, Адриан стал ведущим экспертом в области выхода на рынок в этих регионах. Бизнес-центры, помогающие американским организациям выйти на рынок Индии, после приглашения присоединиться к президенту Обаме и премьер-министру Индии по делам Индии в Нью-Дели.

По результатам проведённого исследования сделали вывод:

Дерево лёгкое, плавает в воде.

Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются.

Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

Итог: Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек её широко использует.

Адриана регулярно консультируют международные правительства, агентства поддержки торговли, торговые ассоциации и отраслевые органы, стремящиеся разработать более эффективные способы облегчения международной торговли и инвестиций. В течение своей карьеры Крис приобрел особый опыт в законодательстве Канады о коррупции в отношении иностранных публичных должностных лиц и других антикоррупционных нормах. Она является сильным сторонником корпоративного управления, этики и соблюдения в качестве жизненно важных инструментов управления рисками для компаний и их сотрудников, директоров и сотрудников.

наблюдений за деревьями на участке

Конспекты наблюдений за деревьями на участке ДОУ на прогулке.

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом - осиной, ее строением, лис­тьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Опытный старший менеджер, Рихтер. Он руководит крупными обязательствами по расширению и планированию трансграничного планирования, налогообложению и корпоративной структуре для управляемых владельцами и государственными предприятиями, аудиторской защите, предварительным ценовым соглашениям и представлениям в канадские и иностранные налоговые органы. Дайан - живое доказательство того, что даже самые маленькие компании могут иметь важное присутствие на мировой арене. Обладая более чем 25-летним опытом работы на международном рынке, она участвует в различных проектах в более чем 70 странах.

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки руг о друга.

♦ Какой ствол и листья у осинки?

♦ Почему дрожат листья дерева?

Благодаря инновационным и практическим программам обучения и коучинга организации по содействию торговле в развивающихся странах и тысячи малых предприятий изучили ключевые методы и стратегии для экспорта своих услуг. Страсть Дайан делает международную деловую среду более удобной для быстро растущего числа предпринимателей сферы услуг - мировых трейдеров завтрашнего дня.

Руководитель, Конкурентоспособность сектора и предприятий, Центр международной торговли. В его работе основное внимание уделяется обеспечению трансграничной трансформации посредством создания цепочки создания стоимости и ее модернизации, включая использование цифровых технологий и электронной коммерции в качестве движущей силы для создания более открытой глобальной торговой системы.

Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей - подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая - рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Подвижная игра «Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Индивидуальная работа «Коснись мяча».

В настоящее время в компании работает 100 человек и экспортируется в глобальном масштабе из Китая. Он прилагает все усилия, чтобы продвинуть площадь Китченер-Ватерлоо за границей и сохранить ее в процветающем производственном регионе. В этой роли она сосредотачивается на том, чтобы помочь предприятиям расти на международном уровне, предоставляя идеи, возможности и стратегические рекомендации.

Максим был размещен в 4 разных странах: Корее, Казахстане, России и Монголии. В своей нынешней роли он обсуждает инвестиционные договоры для Канады. Вице-президент по коммерческим рынкам и малым предприятиям, развитию экспорта Канады. Эми Карам является автором «Фактора Китая»: использование новых бизнес-стратегий для конкуренции, роста и победы в новой глобальной экономике и надежного авторитета в области глобализации, инноваций и динамики движущей силы в международном бизнесе, учитывая растущую силу Китая и других развивающихся стран.

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке Ноябрь Наблюдение за березой

Цели:

Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Она обладает обширными знаниями и опытом в международной деловой среде в Атлантическом Канаде и Латинской Америке. Кэролайн также является директором Национальной ассоциации преподавателей международной торговли в Соединенных Штатах; и в качестве Директора Бюро по упрощению процедур торговли Канады.

Он предоставляет руководителям высшего уровня исполнительную коучинг и консультации владельцам компаний и правительственным агентствам экономического развития в Северной и Южной Америке, включая Бразилию, Колумбию, Панаму, Мексику, Соединенные Штаты и Канаду. Густаво также является спикером мыслящего лидерства на глобальных конференциях, включая саммит лидеров в Мексике, Бразильскую конференцию по вопросам инфраструктуры, выставку и конференцию Барранкилья-Колумбия и ежегодную конференцию Совета по вопросам международного экономического развития в Торонто.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем -

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Карл Берлок был назначен старшим вице-президентом и глобальным руководителем, финансированием и инвестициями в мае. Международная деловая программа, Общественный колледж Новой Шотландии. В настоящее время он также является вице-президентом Ассоциации американских преподавателей международной торговли североамериканских малых предприятий и президентом «Знакомство с раком и нейроквайей». Сьюзан Делакурт - один из самых известных политических журналистов Канады. За свою долгую карьеру она работала в некоторых из лучших редакций в стране, от звезды Торонто и глобуса и почты, до Оттавского гражданина и Национальной почты.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели:

Воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята», «Затейники».

Цели:

Учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

Упражняться в беге.

Индивидуальная работа

«Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

Упражнять в прыжках;

Воспитывать уверенность в своих силах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Январь

Наблюдение за березой зимой

Цели:

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

Воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как чувствуют себя деревья зимой?

♦ Что с ними происходит?

♦ В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

♦ Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели:

Учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

Цели:

Упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

Воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа

«Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Февраль
Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изленилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях Зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что произошло с рябиной?

♦ Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?

♦ Кто питается ягодами рябины?

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

«По длинной дорожке».

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.
Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Март
Наблюдение за рябиной

Цели:

Закрепить знания о рябине;

Отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ По каким характерным признакам можно узнать рябину?

♦ Расскажите стихотворение про рябину.

♦ Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?

♦ Когда зацветает рябина?

♦ Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, про­сыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зе­леные листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы ве­село гудят возле нее. Своим душистым ароматом она неволь­но привлекает внимание прохожих.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполне­нии трудовых действий

Подвижные игры

«Волк во рву», «Горелки».

Цели:

Учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед;

Развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Индивидуальная работа

«По прямой»

Цель: учить ездить на велосипеде.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Апрель

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Я раскрываю почки.

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна).

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь... (березку)!

♦ О каком времени года говорится в загадке?

♦ Перечислите признаки весны?

♦ Что это за дерево?

♦ Что произошло с почками?

♦ В каком состоянии находятся деревья весной?(Они пробуждаются.)

Трудовая деятельность

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений;

уборка мусора с участка.

Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каж­дого ребенка.

Подвижные игры

«Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

«Пустое место», «Брось за флажок».

Цели:
- закреплять умение быстро бегать;

Развивать глазомер.

Список использованной литературы

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР - М. : Гослестехиздат, 1932. - 247 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Праздник в МБДОУ «У природы нет плохой погоды».
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений детей об явлениях природы в разное время года;
сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
пополнение активного словаря детей;
умение последовательно излагать
получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Оформление стенда с работами детей, оформление альбома «Природные явления», оформление альбома «Небесная красота».
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».
Итоговое мероприятие: Праздник в ДОУ «У природы нет плохой погоды».
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты Урала» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
4. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
План реализации проекта:
Понедельник
1. НОД «Интересная наука – метеорология»
2. П\игра «Солнышко и дождик»
3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в детском саду (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Вторник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование
«Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Настольная игра «Времена года»
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
1. НОД «У природы нет плохой погоды»
2. Наблюдение в природе (рассматривание гигромера): осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Учить анализировать и находить взаимосвязи между показателями гигромера и наличием осадков в этот день.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.
Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
1. День отгадывания загадок (см. приложение)
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. Наблюдение за гигромером, облаками, солнцем.
4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Закреплять умение пользоваться лейкой и грабельцами.
Развивать наблюдательность.
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
1. Изодеятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
2. П/игра «Солнышко и дождик»
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды»
Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.
Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Отгадывание загадок о природных явлениях, конкурсы: нарисуй радугу, собери снежки; п/игра «Солнышко и дождик»; исполнение песен «Хорошая погода», «Летняя песенка»; исполнение танцев «Топ-топ», «»Радуга», «Зонтики»
Приложение 1
Сказка о трех друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь).
-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Капли первые упали
Пауков перепугали
Дождик застучал сильней
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает
Гром гремит - не затихает
Дождь прошел и снова солнце
Засеяло нам в оконце
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки
Приметы о погодных явлениях
СНЕГ
Первый снег всегда тает.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко - будет дождь.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.
Утром сухо, нет росы - жди дождя.
Растения - синоптики
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
* По берегам рек, на других влажных местах растет чистяк весенний. В ясную погоду его цветок открыт. Но едва солнце спрячется за тучи, как яркие лепестки сгибаются к середине, прикрывая тычинки.
* Настоящим барометром считается ветреница дубравная. В ясную солнечную погоду ее бело-розовые цветки радуют глаз. Но если вы заметили, что еще днем, когда светит солнце, ее лепестки начинают складываться, значит надо ждать ухудшения погоды.
* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
* В сухую погоду листья костяники, а также бессмертника обычно закручены. А при повышении влажности они раскручиваются или загибаются вверх. Это- предупреждение о приближающемся ненастье.
* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.
* Некоторые растения о предстоящем изменении погоды предупреждают выделением пахучих веществ. К ним относятся горицвет весенний, дрема луговая, белая и желтая акация, донник лекарственный.
* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
(Ю. Теплов)
Пословицы и поговорки о погоде
Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
Серенькое утро - красный денек.
Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.
Сиди у моря да жди погоды.
С погодой не поспоришь.
Загадки о явлениях природы, погоде
Ревнул вол
за сто сел,
за сто речек.
(Гром)
Конь бежит
земля дрожит.
(Гром)
Летит орлица
по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(Облако)
Крашеное коромысло
через реку повисло.
(Радуга)
Рассыпался горох
на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет.
(Град)
Шёл долговяз,
в землю увяз.
(Дождь)
Заря-зоренька
ключи потеряла.
Месяц пошёл -
не нашёл,
Солнце пошло -
ключи нашло.
(Роса)
Бежал по улице,
на другую перешёл,
а по третьей полетел.
(Ветер)
Без рук, без ног,
под окном стучится, в избу просится.
(Ветер)
Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(Ветер)
Белые мухи
на поле сели.
(Снег)
Белая скатерть
все поле укрыла.
(Снег)
Летит - молчит,
лежит - молчит,
когда умрет,
тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал,
да в речку побежал.
(Снег)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)
Гуляет в поле -
да не конь.
Летает на воле -
да не птица.
(Метель)
Дедушка мост мостит
без топора и без клиньев.
(Мороз)
Старик у ворот
тепло уволок,
сам не бежит
и стоять не велит.
(Мороз)

Сценарий итогового мероприятия «У природы нет плохой погоды»

В центре зала 4 ребенка, изображающие краски, стоят на импровизированном мостике и рисуют кистями картины времен года.
Выходит ведущий в образе художника, с палитрой, на которой четыре цветных шарика: синий, зеленый, красный, желтый.
Звучит фоном музыка без слов «Оранжевая песенка»
Ведущий : Поспорили краски, какая важнее,
Какая, природе, краска нужнее?
Кричала зеленая…
Зеленая краска: Я! Это я!
Весной без меня поверьте нельзя.
Ведущий: Воскликнула синяя:
Синяя краска: Чем же я хуже?
Зима без меня будет серой и скучной.
Красная краска: А лето, без красной, не лето совсем.
Ведь красное солнце тепло дарит всем.
Желтая краска: А осенью желтой раскрасим листву,
И ею раскрасим кусты и траву.
Ведущий: Сказал им Художник:
Художник: Я знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета природе нужны
В природе все краски, поверьте, важны.
Все вместе: И это сейчас докажем вам МЫ.
Художник: Краски, бегите к ребятам.
«Вытягивает» из палитры шар цвет синего. На фоне метели читает стихи.
Художник: Заковал мороз в лёд озёра,
Вместо синих волн - гладь простора,
Вместо сильных волн - снег, да иней,
Да позёмки след тёмно – синий.
Привязывает синий шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник синим цветом зиму. И обрадовалась природа этому цвету. Красотой заискрилась земля. А малыши младшей группы рады зиме, весело топают они по синей планете.
ТАНЕЦ «ТОП-ТОП» (исполняют дети мл.гр.)
Ведущий : Я предлагаю поиграть в игру. Зимой очень много снега. Он сейчас может растаять. Его надо поскорее собрать.
ИГРА «Соберем снежки» (2 команды ср.гр., старш.гр)
Художник «вытягивает» из палитры шар зеленого цвета. На фоне капели читает стихи.
Художник: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною».
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется зеленою листвою.
Привязывает зеленый шарик к «мостику»
Ведущий : Раскрасил художник зеленым цветом весну. И пробудилась природа ото сна. Заиграла лучистыми красками. Повисла над зеленой планетой яркая радуга. А ну-ка, ребята 4гр., выходите, покажите нам свою радугу.
ТАНЕЦ «РАДУГА» (исполняют дети старш.гр.)
Ведущий : А как вы думаете, радугу легко рисовать? А вот это мы сейчас посмотрим. Художник, расскажи детям правила рисования радуги. Объяснение правил рисования на примере «Каждый охотник должен знать…»
Конкурс «Нарисуй радугу» (5 и 6 гр.)
Художник «вытягивает из палитры шар красного цвета. На фоне звуков леса читает стихи.
Художник: Изнуряет жарой и светом
Солнце яркое в знойный полдень,
Но я рада такой погоде,
Ведь красное лето такое.
Привязывает красный шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник красным цветом лето. От яркого солнца распустились цветы, запели птицы, заблагоухала природа. Выбежали дети 5 гр. на летнюю полянку и поют свою летнюю песенку.
Песня «Лето» в исполнении детей 5 гр.
Ведущий: И вдруг полил теплый летний дождик. Взяли детишки зонтики и танцуют под дождем, радуясь красному лету.
ТАНЕЦ «С ЗОНТИКАМИ»(6 подгот гр.)
Ведущий: А ведь с зонтиками можно не только танцевать. Еще с ними можно и поиграть.
Игра с зонтиками. (мл.гр.)
Художник «вытягивает» из палитры шар желтого цвета. На фоне шума листвы читает стихи.
Привязывает желтый шарик к «мостику»
Желтое солнышко, желтые листья,
Желтые склоны, желтые кисти,
В желтом саду ударяется оземь…
Желтое небо, желтая осень.
Ведущий: Раскрасил художник желтым цветом осень. Золотой стала планета.
На полях урожай созрел. А дети 3 гр. вышли на огород собирать урожай.
«Сказка об овощах»
Ведущий : И понял художник, что все краски важны для природы.
Художник: Краски, бегите ко мне.
Выходят краски-дети и встают на мостик каждый возле шарика
своего цвета.
Художник: Весело вам было с ребятами? Посмотрите, какие красивые картины нарисовали дети. …И вообще не бывает у природы плохой погоды.
Выходят дети подгот.гр. песня «О ПОГОДЕ» Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа