Нервный тик у ребенка 6 лет. Что же такое нервный тик? Лечение физическими факторами

Описание генерализованного тика у детей и основные этиологические факторы его развития. Клиническая картина проявлений и разновидности симптомов, которые встречаются при данной нозологии. Главные подходы к лечению синдрома Туретта у ребенка.

Содержание статьи:

Генерализованный тик у детей (синдром Туретта) - это наследственное неврологическое заболевание, которое проявляется наличием тиков - как моторных, так и вокальных. Часто в структуре нозологии выделяют копролалию - бесконтрольное выкрикивание нецензурных слов и выражений. Чаще всего первые симптомы появляются в раннем детстве. К периоду полового созревания разворачивается полная картина синдрома Туретта.

Описание и развитие генерализованного тика у ребенка


В основе данного заболевания лежит нейрохимический сбой, который влечет за собой соответствующую симптоматику. Известно, что психические процессы в организме человека регулируются с помощью системы гормонов - дофамина, норадреналина и серотонина. Все эмоции, которые можно выразить, формируются за счет соотношения разных уровней этих веществ. Также от них зависит множество других важных функций организма.

Синдром Туретта вызван, собственно, сбоем идеального баланса между данными нейромедиаторами. Именно поэтому первой возникает симптоматика, которая проявляется изменениями в поведении, эмоциональном реагировании и нарушением регуляции моторных функций.

Статистические данные утверждают, что мальчики болеют в среднем в 4 раза чаще, чем девочки. Заболевание возникает в возрасте от 4 до 15 лет. В зависимости от степени выраженности симптомов проявляется адаптация конкретного человека во взрослой жизни.

Существующие методики лечения только облегчают симптомы и улучшают самочувствие. Полностью излечить генерализованные тики, к сожалению, пока невозможно.

Причины генерализованных тиков у детей


Данное заболевание принято считать наследственным, так как оно передается из поколения в поколение аутосомно, как по доминантному, так и по рецессивному типу. То есть наверняка предсказать 100% вероятность рождения ребенка с синдромом Жиля де ла Туретта нельзя.

Хотя статистика показывает, что мальчики гораздо чаще болеют этой нозологией, исследования так и не подтвердили связь гена с Y хромосомой на данный момент. Даже наличие предрасположенности или же изменений в ДНК не гарантирует развитие этой болезни. Для запуска необходимы провоцирующие факторы. То есть даже если ребенок унаследовал ген Туретта, он не обязательно будет болеть, а может остаться просто носителем на всю жизнь.

Предрасполагающие факторы можно поделить на несколько групп:

  • Инфекция . Развитие в организме воспалительного процесса с агрессивным возбудителем значительно ослабляет иммунную систему ребенка, истощает ресурсы и требует длительного восстановительного периода. На этом фоне легко возникает дисбаланс в системе нейромедиаторов, который может запустить генетическую склонность к синдрому Туретта. Чаще всего провоцирует проявление гена именно стрептококковая инфекция. Она специфически воздействует на нейрохимический баланс и может вызывать развитие клинической симптоматики заболевания.
  • Интоксикации . Имеются ввиду как длительное воздействие сильнодействующих веществ, так и острые отравления ядами. То есть любое поступление в организм токсинов, которые негативно воздействуют на центральную нервную систему, легко спровоцирует развитие синдрома Туретта, если определенный ген детерминирован в ДНК ребенка. Нейротоксины напрямую разрушают баланс между дофамином, норадреналином и серотонином, тем самым вызывая первичную симптоматику интоксикации. Спустя некоторое время присоединяются симптомы данного заболевания.
  • Гипертермия . Особую опасность для ребенка и его центральной нервной системы несут фебрильные состояния и лихорадки, когда температура превышает 38°С. Если эти цифры переходят за 40°С, опасность для жизни ребенка возрастает в несколько раз. Лихорадка, кроме прямого негативного воздействия, может провоцировать развитие различной симптоматики, которую детерминирует ДНК, в том числе и генерализированные тики.
  • Эмоциональные перенапряжения . Тяжелый психологический стресс, который долго не проходит, способен оставлять после себя следы на долгие годы. В основном расшатанная детская психика дополняется различными болезнями, которые до этого не проявлялись. Склонность к развитию синдрома Туретта переходит в полноценную болезнь.
  • Прием психотропных средств . Наличие у детей различных психологических проблем и болезней в отдельных случаях требует назначения препаратов, которые воздействуют на баланс нейромедиаторов. Таким образом, внешнее вмешательство фармакологическими препаратами позволяет скорректировать имеющееся психическое расстройство и достичь лучшего самочувствия. Кроме этого, воздействие психотропных средств может запустить каскад реакций, что проявят синдром Туретта.

Основные признаки генерализованного тика у ребенка

Первые проявления данного заболевания могут быть заметны уже в возрасте от 4 лет. Основными симптомами, составляющими синдром Туретта, являются непроизвольные действия (генерализованные тики), в том числе и вербальные выражения, которые происходят бессознательно. Человек совершенно не контролирует их, несмотря на эмоциональную окраску в виде копролалии. Также это могут быть звуки, движения и другие стереотипные проявления непроизвольного характера.

Общие характеристики


Дети с синдромом Туретта достаточно заметны в обществе благодаря характерным тикам:
  1. Однообразность . У каждого ребенка вырабатывается свой индивидуальный набор движений, выражений, который повторяется время от времени в виде приступа.
  2. Быстротечность . Каждый тик занимает несколько секунд и прекращается. Один приступ может характеризоваться набором различных моторных и вокальных тиков, которые имеют четкое начало и окончание.
  3. Период спокойствия . Относительно небольшое количество времени ребенок, страдающий данным заболеванием, проводит без приступов. Чаще всего такое случается при отсутствии любого рода раздражителей в полном покое.
  4. Ритмичность . Приступы могут быть разными по продолжительности, а также наступать в одно время чаще, а в другое реже.
  5. Доминанта . Каждый тик при синдроме Туретта сопровождается характерным началом. Ребенок чувствует непреодолимое желание совершить некое действие или выразить вербально. При этом ощущения похожи на зуд, который уменьшиться, лишь удовлетворив потребность.

Двигательные тики


Своеобразные спонтанные действия, в основе которых лежит перемещение частей тела в бессмысленные и даже странные позы. В большинстве случаев они приносят, как минимум, физическое неудобство и болевые ощущения. Чаще всего это напряжение какой-либо группы мышц, прыжок, хлопок, стереотипное действие с помощью мимических мышц, постукивание, клацанье.

Часто двигательные тики дублируют нецензурные выражения в виде характерных жестов. Естественно, ребенок совершенно не контролирует в данный момент собственное тело, и все действия следует воспринимать как проявление болезни.

Принято разделять двигательные тики на две основные группы:

  • Простые тики . Сюда относятся такие действия, которые вовлекают только одну группу мышц. Они стереотипные и непродолжительные. Чаще всего такой тик воспринимается как одномоментное подергивание конечности или другого участка тела и доставляет гораздо меньше неприятностей, чем следующая группа.
  • Сложные тики . В таких участвуют мышцы нескольких групп, которые действуют сообща для выражения некоторых довольно сложных движений. Ребенок может целенаправленно биться головой о стену, гримасничать, касаться себя или же окружающих. Сложные тики занимают больше времени и выглядят так, как будто человек осознает, что делает. На самом же деле это не так.

Звуковые тики


Сюда относят не только словесные неосознанные выражения, но и разного рода звуки. Ребенок может издавать шепот, шипение, покашливание и даже свист. Такие короткие звуковые тики чаще всего заметны в беседе, когда больной пытается объяснить что-либо важное. Дефекты речи часто возникают во время эмоционально насыщенного разговора или просто волнения. Аналогично двигательным тикам, звуковые также разделяют на простые (шипение, свист, шепот) и сложные (слова и словосочетания).

Кроме того, выделяют несколько наиболее распространенных разновидностей вокальных тиков:

  1. Копролалия . Данный признак наблюдается почти у трети всех пациентов с генерализованными тиками. Характеризуется появлением в беседе фраз и слов с нецензурными выражениями. Возникает также, как и другие симптомы, совершенно непроизвольно и не зависит от той ситуации, в которой ребенок пребывает на данный момент. То есть ругаться он может как на улице, в доме, в гостях, так и в концертном зале.
  2. Эхолалия . Навязчивое повторение последних слов, сказанных собеседником. Ребенок вырывает из контекста отдельную фразу и постоянно повторяет. Чаще всего она не несет никакой смысловой нагрузки.
  3. Палилалия . Навязчивое повторение своих собственных слов. Ребенок, как будто бы застревает на той фразе, которую сказал, и не способен продолжить мысль. Обычно после нескольких повторений проявления палилалии уменьшаются.

Особенности лечения генерализованных тиков у детей

Принято считать, что до конца данное заболевания вылечить нельзя. Существующие методики направлены на уменьшение количества проявляющихся симптомов, а также адаптацию больных в обществе. Ведь синдром Туретта представляет собой большую социальную проблему. Почти здоровые дети не могут адаптироваться к жизни из-за тиков, которые усложняют общение с другими. Поэтому в первую очередь лечение генерализованных тиков у детей направлено на помощь в социализации больных и приспособлении их к нормальному образу жизни.

Поддержка родных


Это крайне важный аспект в плане адаптации ребенка к такому образу жизни, где большую её часть занимает болезнь. В первую очередь родителям необходимо создать такие условия, где ребенка будут воспринимать как обычного среднестатистического.

Следует объяснить особенности болезни учителям в школе или воспитателям. Дети с синдромом Туретта вполне могут учиться наравне со всеми, их не обязательно отправлять в отдельный закрытый интернат для «особенных». Это только усугубит положение и уверенность ребенка в собственной неполноценности.

Важно объяснить ему суть его болезни так, чтобы он не считал тики чем-то постыдным или же крайне нежелательным. Следует убедить его, что симптомы остаются симптомами, как при бронхиальной астме, сахарном диабете, других соматических заболеваниях, так и при синдроме Туретта. Когда окружающие, родители, друзья и учителя начнут не замечать симптомов и акцентировать внимание на чем-то действительно важном, ребенку будет гораздо легче в эмоциональном плане. Следовательно, частота тиков со временем может уменьшиться.

Ни в коем случае нельзя кричать и ругать его за проявления болезни, он совершенно не виноват в своих действиях/выражениях и не заслуживает даже повышенного тона. Если родным и близким не удастся создать благоприятную атмосферу для развития ребенка с синдромом Туретта, эффективность фармакотерапии будет гораздо ниже, чем ожидается.

Медикаментозная терапия


Применение фармакологических препаратов должно происходить под строгим контролем врача, ведь только специалист понимает, как лечить синдром Туретта правильно. Использование психотропных средств требует повышенного контроля и тщательного подбора дозировки в каждом отдельном случае. Большинство препаратов, которые применяются при генерализованных тиках, имеют много побочных эффектов. Врач взвешивает вероятную пользу от применения и возможность нежелательных проявлений каждого препарата, учитывая индивидуальные признаки заболевания, и назначает терапию.

Особенности фармакотерапии при синдроме Туретта у ребенка:

  • Дозировка . Количество психотропного препарата должно быть минимальным на сутки в начале лечения и постепенно возрастать до той необходимой терапевтической дозы, что будет оказывать ожидаемый эффект.
  • Продолжительность . Назначаются фармакологические средства при этой болезни надолго. Организм привыкает к новому веществу и включает его в метаболизм. Резкая отмена препарата может вызвать целый ряд побочных явлений, среди которых ухудшение симптомов болезни.
  • Поддержка дозы . Наращивание разовой или суточной дозировки препарата происходит до первых признаков её эффективности. Она называется минимально эффективная или поддерживающая. На этой дозировке врач останавливается и назначает на длительное время.
  • Коррекция . Любые изменения в схеме лечения происходят постепенно с наращиванием или снижением дозировок препаратов.

Немедикаментозные методы лечения


С каждым годом проводится масса исследований, которые направлены на поиск новых путей лечения генерализованных нервных тиков у детей. Часть из них сосредоточена на применении немедикаментозных методов. Их использование не вызывает побочных эффектов и может быть назначено в большем количестве случаев.

Чаще всего используют следующие методики:

  1. Психотерапия . Опытный специалист поможет ребенку разобрать по деталям все свои комплексы, связанные с болезнью, а также постепенно избавиться от них. С помощью психотерапии вырабатываются модели поведения в обществе, которые минимизируют шансы быть отвергнутым и непринятым, а также научат справляться с повседневными задачами.
  2. Поведенческая терапия . С помощью специальных тренингов со специалистами ребенок учится определять будущий приступ и гасить его путем сознательных установочных движений, а не бессознательных тиков. Если удается сформировать четкую связь между осознанным движением и накатывающим приступом, получится подавлять свои симптомы. Естественно, метод требует постоянных тренировок над собой.
  3. Электростимуляция . Данный метод используется в крайних случаях, когда симптомы не устраняются с помощью фармакологических препаратов (даже в больших дозах) и психотерапии. Такие устойчивые формы синдрома Туретта лечат с помощью вживления в участки мозга электростимулятора. Он воздействует непосредственно на те зоны, которые отвечают за проявления тиков.
Как лечить генерализованный тик у детей - смотрите на видео:


Синдром Жиля де ла Туретта - огромная проблема современности. Начинаясь в детском возрасте, заболевание осложняет весь процесс взросления, накладывая свой отпечаток на характер и личность человека. Именно поэтому ранняя диагностика и лечение помогут ребенку в будущем адаптироваться к нормальной жизни. При появлении первых генерализованных тиков следует обязательно обратиться к врачу.

Ключевые слова: тики у детей, простые и сложные моторные тики,
вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или
хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения,
невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта


Что такое тики, почему и когда они появляются?
Тики встречаются часто! Как они выглядят?
Что же такого «страшного» в тиках?
Как, когда и зачем нужно лечить тики
Режим дня, диета и образ жизни
Рецепты профилактики и борьбы с тиками


Многие родители неожиданно замечают, ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом и дергать плечом... День-два, потом прошло, через месяц опять появилось, уже надолго… И такое встречается очень часто, оглянитесь по сторонам. На первый взгляд, видимых причин для таких проявлений нет. Что это? Новая игра-дразнилка, зарождение дурной привычки, или начало болезни? Как на это реагировать? Малыши – народ горячий, эмоциональный, у них очень яркие эмоции, живая мимика и жесты. Может быть это нормально? Хорошо бы разобраться…

Тики - это быстрые и непроизвольные, шаблонно повторяющиеся, неритмичными, короткие сокращения отдельных мышц или группы мышц, они появляются помимо воли ребенка. Движения избыточны и насильственны, поэтому иногда их еще называют тикозные гиперкинезы. Внешне это выглядит всегда примерно одинаково, проявления обычно однообразны, чаще всего тики возникают в мышцах лица, шеи... Заметить их легко. Если это тики лицевых мышц, ребенок внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, двигает носом, складывает губы трубочкой. Тики в мышцах шеи и плечевого пояса проявляются эпизодами поворотов и подергиваний головой, как будто бы, в глаза малышу лезут длинные волосы, или мешает шапка; а также движения плечами и шеей, как при ощущении неудобства от тесного воротника или некомфортной одежды. Кстати, именно такие проблемы с одеждой могут послужить одним из пусковых механизмов развития тиков. Наиболее выражены тики в состоянии общей двигательной неподвижности ребенка, когда ему скучно, бывают и при умственном сосредоточении ребенка, например, при просмотре телевизора, чтении книги или выполнении уроков. Наоборот, если ребенок сильно чем-то увлечен, азартно занят энергичной игрой, много двигается, тики могут ослабевать и даже исчезать.

Как на это реагируют родители? Как это ни парадоксально звучит, в лучшем случае, они не обращают на это большого внимания, считая это обычными детскими гримасами, баловством или новой игрой. В худшем, - предполагают развитие дурной привычки, с которой возможно легко справиться с помощью жесткого внешнего контроля.
Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания. Сначала, кажется, все правильно, получается неплохо. На какое-то время, бывает, это помогает: при определенном старании, ребенок может включить волевой контроль и временно удерживаться от навязчивых движений. Тогда родители целиком и полностью убеждаются, что это просто плохая привычка, и проблемы нет. Но это самая частая ошибка!

Тревожная (фиолетовая) мама старается беспрерывно контролировать поведение дитя, и, в конце концов, умный малыш, понимая недовольство и огорчение взрослых, начинает сам тяготиться своими непроизвольными движениями, и пытается удержаться от них, не шмыгать носом и не дергать плечами. Но получается только хуже и хуже… Мама и другие окружающие, чистосердечно желая только добра, регулярно делают малышу замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!». Бедный послушный ребенок искренне старается следовать этим инструкциям, волевым усилием ему удается кратковременно подавить тики, при этом эмоциональное напряжение только нарастает, он еще больше волнуется и тревожится, количество и объем навязчивых непроизвольных движений от этого только увеличивается, появляются новые тики, их формула постоянно меняется – образуется порочный круг. В дальнейшем любое эмоциональное напряжение и волнение могут приводить к усилению тиков, они становятся хроническими, и практически, не поддаются волевому контролю. Вот и все, ловушка закрылась, ребенок "попался"!

Внимание! Если ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом или дергать плечом, нельзя ругать его за это! Нельзя делать ему замечания по этому поводу, и вообще, обращать внимание ребенка на его непроизвольные движения. Нужно проконсультироваться с неврологом.

Почему и у кого возникают тики, как часто они встречаются

Большинство родителей считают, что тики возникли без причины, на ровном месте. Обычно, это не так. Родители могут не знать о некоторых неприятных проблемах ребенка, возникших в школе или во дворе, а это является причиной серьезных внутренних напряжений и тревог. Почти каждый ребенок крайне чувстителен к внутрисемейным конфликтам, тяжело переживают их; даже такие, которые, по убеждению родителей, им неизвестны, и совершенно их не затрагивают. Любые «мелкие» события в жизни ребенка, с точки зрения взрослых, абсолютно не заслуживающие внимания, могут послужить пусковым механизмом развития детских тиков.
Например, десяток малышей увлеченно играли в песочнице, пробегающая мимо очень-очень маленькая собачка внезапно несколько раз громко гавкнула на них. Шесть малышей даже не повернули головы, двое вздрогнули, одна девочка заплакала, а один мальчик после прогулки стал моргать глазками. У одного из десяти, это часто или редко, и почему, именно у этого мальчика?

Многие ученые отмечают значительное участие наследственных факторов в происхождении, якобы «беспричинных» тиков, при этом гены в «спящем» виде могут быть и у мамы, и у папы; а проявляться в особой комбинации, в виде тиков даже через несколько поколений. Некоторые такие гены уже «пойманы». Не исключено, что у того самого мальчика из песочницы, тики были у его папы; или невроз навязчивых состояний у его бабушки по маминой лини. Важно знать, сами тики не передаются по наследству, комбинация определенных генов может определять лишь только предрасположенность к развитию тиков. При такой предрасположенности тики у детей «молодеют»: развиваются сравнительно раньше, чем у их родителей.

Действительно, многие тики появляются после серьезного стресса, но не только отрицательные (страх, огорчение, тревога), но и сильные положительные эмоции могут спровоцировать тики. Некоторые тики формируются на фоне или после инфекции или травмы головы, а также при употреблении отельных лекарственных препаратов. Несомненно, бесконечная «дружба» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой, увлечение булочками, шоколадками и газировкой почти обязательно способствуют развитию тиков. Банально, но нельзя не упомянуть «особую» атмосферу и экологию города, интенсивные информационные нагрузки, малоподвижный образ жизни и напряженную обстановку в семье и школе. Можно долго рассуждать о возможных обстоятельствах, запускающих тики, но, к сожалению, в жизни нередко бывает, что истинные причины возникновения тиков остаются неизвестными. Иногда тики ведут себя «как кот, гуляющий сам по себе», внезапно приходят, также неожиданно исчезают и снова появляются. Наблюдение невролога в этом случае обязательно. Быстрый и полный успех терапии в настоящий момент, увы, не всегда дает гарантию безвозвратного исчезновения тиков, навсегда.
Уверенно можно сказать только одно, в большинстве случаев даже минимальные и быстро преходящие тики – это сигнал тревоги, мигающая красная лампочка на приборной панели головного мозга, это телеграмма детской нервной системы, в которой всего три слова «внутри что-то неладно» .

Статистика по тикам впечатляет, тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! По статистики тики у мальчиков возникают в три раза чаще, и протекают они заметно тяжелей, чем у девочек.


Типичный возраст появления тиков 4-7 лет, обычно это совпадает с началом посещения детсада или школы. У детишек впечатлительных и легкоранимых вливание в коллектив и смена привычных стереотипов вызывают огромное эмоциональное напряжение. Не всякий малыш самостоятельно успешно с этим справляется. К счастью, примерно у восьми детей из десяти тики к 10-12 годам обычно бесследно исчезают.
Тики бывают разные, и спектр их проявлений огромен: от быстро проходящих, навязчивых морганий, которые некоторые родители могут и не замечать, до хронических распространенных двигательных и голосовых тиков с психическими расстройствами (например, болезнь Туретта).

Болезнь «Жиля де ля Туретта» - это наиболее тяжелая форма заболевания, которая трудно поддается терапии.

Тики при этой форме множественные, массивные сопровождаются внезапными взвизгиваниями или непроизвольными выкрикиваниями отдельных слов. Отмечается нарушение поведения, может наблюдаться снижение интеллекта.



Сложность лечения, и даже некая таинственность некоторых видов тиков отчасти объясняются многофакторностью и огромной содержательностью патологических процессов, происходящих при этом. Тики относятся к «пограничным состояниям» - данная проблема находится на стыке разу нескольких специальностей: неврология, психиатрия, психология и педиатрия.

Какие бывают тики

Каких цветов бывает небо, какой формы волны на море, а листья в лесу? Какая бывает сыпь на коже, а какой кашель? Формы и варианты тиков у детей до такой степени многообразны и многочисленны, что в начале болезни даже опытный врач не сразу может разобраться в ситуации и точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Тики бывают простые и сложные, локальные, распространенные и генерализованные, двигательные и голосовые. Локальные тики наблюдаются в одной мышечной группе (движения носом, моргание). Распространенные - в нескольких мышечных группах, комбинация простых тиков (сворачивание губ трубочкой, моргание, подергивания головой). Простые двигательные (моторные) тики - частые морганья, зажмуривание, отведение глаз в сторону и вверх, движения носом и губами, повороты и подергивания головой, плечами, кистями, вздрагивания всем телом и другие непроизвольные движения. Сложные моторные тики – прыжки и подскоки, приседание, наклоны и развороты всего туловища, спонтанная жестикуляция, навязчивые прикосновения к предметам и т.д.
Звуковые (вокальные) тики простые - непрерывное беспричинное покашливание, хмыканье, мычание, повизгивание, похрюкивание, шмыганье носом. Звуковые (вокальные) тики сложные - многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, иногда даже, непроизвольное выкрикивание ругательств (копролалия).
Сочетание сложных, распространенных двигательных и голосовых тиков называют генерализованными тиками.



Что же такого «страшного» в тиках? Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить тики


Более, чем в половине случаев тики протекают кратковременно и больше не появляются, примерно у восьми детей из десяти к 10-12 годам тики обычно бесследно исчезают. Может быть, это вообще не проблема, и к врачу обращаться, тем более, лечиться не нужно? Повторюсь, в начале появления тиков даже опытный специалист не всегда может сразу вникнуть в суть проблемы и точно предсказать дальнейшее развитие событий. С одной стороны простые тики явление довольно безобидное и не опасное, по обыкновению, быстро проходящее без лечения, само собой. С другой стороны, нередко в этой кажущейся безобидности и кратковременности кроется настоящее коварство – зачастую, простые тики начинают усиливаться, незаметно трансформируясь в распространенные, присоединяются голосовые тики. В итоге, к врачам приводят ребенка с хроническими генерализованными тиками, которые, иногда, очень не просто поддаются лечению.

Нельзя упускать из виду частую неадекватную реакцию окружающих ребенка взрослых и детей. Для некоторых тревожных и раздражительных родителей детские тики, как красная тряпка для быка, вызывают недовольство, возмущение и даже внутреннюю агрессию. Своим необдуманным поведением и неверными действиями они только усугубляют течение тиков. В детсаде и в школе сверстники совершенно легкомысленно, не желая зла, или целенаправленно и жестко, начинают дразнить таких детей. Иногда, даже учителя, невзначай, прямодушно заблуждаясь, энергично участвуют в этих глупостях. Ребенок начинают обращать на свои тики активное внимание, задумывается о своей непохожести на других детей, анализирует свое поведение, переживает и тревожится. Таким образом, на фоне тиков вторично развивается глубокое невротическое расстройство, и вот это иногда является большим злом и опасностью, чем сами тики. Как и любая хроническая болезнь, длительные тики не дают ребенку житья, изводят и выматывают душу, появляются утомляемость, раздражительность, нарушения сна, усиливается беспокойство и тревожность. В семье нарастает напряжение, в орбиту тиков постепенно втягиваются другие члены семьи. Достаточно редко, но не уникально, под маской простых моторных тиков злодейски прячутся опасные эпилептические приступы . И вот это уже серьезная неврологическая проблема.

Возникает вопрос: уже самое время бежать к врачу, и какой врач лучше?

А может лучше подождать немного, вдруг само пройдет? Довериться нужно материнской интуиции (но только после визита к неврологу!). Тики после серьезного стресса, на фоне и после болезни или травмы головы, продолжаются длительно и очевидно снижают качество жизни ребенка и семьи, тики сложные и голосовые, распространенные и генерализованные – все это повод безотлагательно обратится к врачу. Обычно, начинают с визита к неврологу или психиатру. По обыкновению, врачу достаточно подробного родительского рассказа и простого неврологического осмотра (возможно, и дополнительного инструментального обследования), чтобы удостовериться в отсутствие органических причин для появления тиков.

Далее невролог рекомендует изменить образ жизни и режим сна: достаточно бывает временно уничтожить «дружбу» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой. Целесообразно ограничить или удалить из привычного пищевого списка продукты содержащие кофеин (крепкий чай, какао, кофе, колу, шоколад), сладости и другую высококалорийную пищу. Вне всякого сомнения, занятия спортом, интенсивные физические нагрузки, даже простые длительные прогулки на свежем воздухе, принесут огромную пользу и помогут быстрей справиться с проблемой.

Довольно часто тики служат своеобразными клапанами выброса двигательной энергии ребенка. Представьте себе, у ребенка было счастливое детство, и он летом целыми днями носился на улице, его мышцы радовались жизни. А потом счастье закончилось, он пошел в первый класс, и ему поневоле, в нервном напряжении и подолгу приходится неподвижно корпеть за уроками. Конечно, «тут не только заморгаешь и задергаешься...» Предоставьте детям немного физической свободы: пусть продолжает носиться на улице, как прежде! Наоборот, сильные интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки желательно строго дозировать. В отдельных случаях, даже положительные эмоции, особенно сильные и бурные, значительно усиливают тикозные проявления.
Затем, как правило, на помощь приходит детский психолог, который работает с ребенком и его семьей. В лечение простых тиков основная задача заключается в определении и устранении явных причин появления тиков (проблемы в школе и семье, непонимание со стороны родителей, глубинные детские страхи и тревоги, и др…). Обычно используются простые методы индивидуальной поведенческой психотерапии и психорелаксации, довольно полезными показали себя методики «произвольного истощения тика».

Периодически, такие методы лечения воспринимаются родителями в штыки, легче же дать "чудо-таблетку" от тиков, чем объяснить папе, что нельзя орать на малыша. Маме ребенка приходится прилагать максимум терпения и упорства, и серьезно потрудиться, прежде чем, получится уничтожить внутренние причины тиков.
Многие мамы совсем неправильно понимают цели и задачи детского невролога, и плохо ориентируются в методах его работы. На приеме невролога часто встречаются такие энергичные, все знающие родители. «Еще бы, в медицинском справочнике и в интернете написано, что нужны таблетки, а невролог, пытается нашего гениального ребенка от музыки и компьютера отлучить».

Например, был у меня на консультации мальчик с мамой и бабушкой с жалобами на непроизвольные моргания и шмыганья носом. По словам мамы, тики возникли внезапно, на ровном месте, никаких стрессов нет. А ребенок очень тревожный, зажатый, глазки грустные, дергает головой, постоянно хмыкает и шмыгает носом. Мама рассказывает: «В семье и в детсаду все хорошо, вокруг ребенка только спокойные положительные взрослые, никаких видимых огорчений будто бы и не просматривается». Тем не менее, во время консультации она одернула ребенка раз двадцать, непрерывно делая ему замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!» Она была постоянно недовольна своим сыном: «не сразу поздоровался, не то сказал, не так сел, не туда посмотрел». При этом она умудрялась одновременно ругаться с бабушкой по поводу методов воспитания и рассказывать о полном непонимании со стороны мужа. Еще чуть-чуть, и я от огорчения прямо на консультации сам бы «заморгал и зашмыгал». Да если бы мне пришлось, хоть немного, пожить с такой мамой, сразу бы попал в клинику неврозов. А малыш-то, оказывается, молодец - у него «всего лишь» тики.
Попытка прояснить ситуацию ни к чему не привела, перспектива режимной и психологической коррекции тиков маму не прельстила. Она еще больше разволновалась и оскорбилась. Прочитав мне длинную «научно аргументированную» нотацию, о том, чем должен заниматься невролог на амбулаторном приеме, и не дождавшись назначения чудодейственного лекарства, мама с бабушкой продолжили активные поиски «удобного» специалиста.… В этой семье такая слепая уверенность в единственно возможном способе лечения тиков с помощью таблеток будет являться главным препятствием на пути к излечению… Грустная история…

На самом деле, медикаментозная терапия, в особенности, серьезные психотропные препараты, требуется довольно редко, чаще, в случае тяжелого течения тиков, но даже тогда, не обойтись без режимных мероприятий и психолого-педагогической коррекции. Эффективность лекарств будет гораздо выше и стабильней, если одновременно решать психологические проблемы и вести здоровый образ жизни. Побочные эффекты настоящей противотикозной терапии бывают достаточно серьезные, и ни в коем случае они не должны быть даже близко соизмеримы с возможной пользой. Уничтожить вполне возможно практически любые тики и вокализмы, но сделать это без побочных осложнений – вот это задача не из простых.


Простые эффективные рецепты профилактики и борьбы с детскими тиками

Меньше педагогического насилия - больше любви и понимания
Психологически комфортная и спокойная обстановка в семье, детсаде и школе.
Искать виноватых, обвинять в развитии тиков себя и окружающих – занятие глупое и вредное.
Вопросы, обсуждения, замечания, тем более донимание ребенка и ругань, по поводу тиков строго воспрещаются
Психолого-педагогические мероприятия, решение возможных конфликтов со сверстниками и учителями в школе или детсаде целесообразно проводить под руководством опытного детского психолога (иначе можно таких дров наломать…)
Разумные занятия любыми видами спорта, интенсивные физические нагрузки, длительные прогулки на свежем воздухе
Ограничение или временное исключение общения с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой
Самое главное – своевременный визит к специалисту!


Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

– патологические эпизодически или регулярно повторяющиеся сокращения в одной или нескольких группах мышц, осуществляемые по ошибочной команде головного мозга. Тики у ребенка, как и у взрослого, выступают отдельной разновидностью гиперкинезов. Особенностью тиковых расстройств являются спонтанно возникающие, стереотипные, непроизвольные движения элементарного характера, отличающиеся краткосрочностью двигательного акта. Нервные тики в некоторых случаях свидетельствуют о поражении нервных клеток в различных структурах головного мозга, однако данные аномалии у детей чаще всего спровоцированы иными эндогенными или экзогенными факторами.

Особенностью тикового расстройства и у взрослых, и у детей выступает факт, что внезапно возникающие мышечные сокращения проявляются с различной частотой приступов и разной интенсивностью. Проявления нервных тиков невозможно контролировать и нельзя подавить. При попытках сдержать сокращение мышц у ребенка нарастает нервное напряжение, и, соответственно, будет усиливаться интенсивность нервных тиков.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Нервный тик у ребенка: разновидности и симптомы

Нервные тики у детей принято подразделять по локализации патологических процессов на виды: локальные и генерализованные. Локальные тики проявляются сокращением одной группы мышц. Генерализованные гиперкинезы подразумевают болезненные акты в нескольких группах мышц.

Нервные тики у детей чаще всего носят приступообразный характер. Причиной усиления интенсивности и частоты появления гиперкинезов чаще всего выступает пребывание ребенка в обстановке, которую он трактует, как экстремальная, неприятная, опасная, психотравмирующая ситуация. Патологическое сокращение мышц утихает, если малыш или подросток занят интересным делом или увлечен каким-то необычным занятием. Минимальная интенсивность нервных тиков приходится на период сна. В дневное время сила сокращений увеличивается по мере утомляемости человека.

Гиперкинезы у детей также подразделяют на отдельные категории в зависимости от того, какие группы мышц вовлечены в патологический процесс. Тики подразделяют на виды:

  • мимические;
  • вокальные;
  • моторные и сокращения конечностей.

Мимические тики

При вовлеченности мимических мышц происходят циклические сокращения и быстрое смещение на определенных участках лица. Симптомы мимических тиков:

  • резкое уменьшение или увеличение размеров ноздрей;
  • неестественное сморщивание носа;
  • напряжение крыльев носа;
  • подергивание губ;
  • открытие и закрытие рта;
  • частое моргание;
  • быстрые вращательные движения глазами;
  • прищуривание;
  • стремительное открытие и закрытие глаз;
  • подъем и опускание бровей;
  • дрожание подбородка.

Вокальные тики

Возникновение вокальных тиков связно с аномальными процессами в мускулатуре голосового аппарата. Симптомы простых звуковых тиков у детей:

  • непроизвольное произношение определенных звуков, чаще всего гласных;
  • вульгарное хрюканье, лаянье, мычание;
  • частое чмоканье;
  • бормотание;
  • хмыканье;
  • странное покашливание;
  • пробы прочистить горло;
  • посапывание;
  • постоянное шмыганье носом.

Симптомами сложных вокальных тиков выступают:

  • болезненная, непреодолимая импульсивная потребность к циничной и нецензурной брани, проявляемая в беспричинном произношении ругательных слов – копролалия;
  • неконтролируемое автоматическое постоянное повторение слов, воспринятых из чужих повествований – эхолалия;
  • патологическая необходимость ребенка повторять отдельные слова или фразы с характерным увеличением скорости речи, уменьшением громкости голоса, неразборчивостью произносимых слов – палилалия.

Вокальные тики практически всегда возникают спустя некоторый промежуток времени после первых эпизодов моторных тиков. Чаще всего простые голосовые появляются спустя один год после начала болезни. Согласно средним статическим показателям, сложные нарушения стартуют по истечении пяти лет от первого приступа моторных тиков.

Моторные тики

Нервные тики конечностей проявляются разнообразными спонтанно возникающими и неуправляемыми движениями руками или ногами, которые отличаются беспорядочностью и хаотичностью. К сложным видам моторных сокращений относят такие ситуации, когда ребенок бессознательно совершает бессмысленные и выпадающие из контекста движения , например: накручивает волосы на палец либо запрокидывает голову и отбрасывает волосы назад.

Впервые моторные тики чаще всего возникают на отрезке от двух до пятнадцати лет. Большее количество пациентов, обратившихся за врачебной помощью с этой проблемой – дети семилетнего возраста.

Как еще проявляется гиперкинезы в детском возрасте? Нередко нервные тики у детей не являются самостоятельной проблемой. Приступам патологических сокращений мышц часто сопутствуют следующие симптомы:

  • непристойные жесты;
  • неприличные действия;
  • бессмысленный пересчет каких-либо предметов;
  • бесполезное размещение предметов строго в определенной последовательности;
  • ритуалистическое прикасание к определенным частям тела;
  • избыточное внимание к чистоте собственного тела;
  • невнимательность, неспособность к сосредоточению на одном задании;
  • невозможность довести начатое дело до логического завершения, перескакивание с одного занятия на другое;
  • чрезмерная нетерпеливость, суетливость;
  • неспособность пребывать в одном положении длительное время, вскакивание, ерзание;
  • излишняя шумность, невозможность выполнять спокойную игровую деятельность.

Иными сопутствующими симптомами нервных тиков у детей выступают разнообразные аффективные, тревожные расстройства и поведенческие нарушения. Ребенок, страдающий гиперкинезами, отличается лабильностью настроения: в один момент он может смеяться, а спустя мгновение начать рыдать. Малыш или подросток, больной тиковым расстройством, не способен установить полноценный контакт со сверстниками и взрослыми людьми. Он часто демонстрирует неприязнь, враждебность, агрессию. Часто такого ребенка одолевают разнообразные иррациональные страхи. Практически всегда нервным тикам у детей сопутствуют разнообразные проблемы со сном: трудности с засыпанием, прерывистый сон, кошмарные сновидения. Дети, страдающие гиперкинезами, склонны к аутоагрессивному поведению: нередко они наносят себе самоповреждения.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Гипноз: отзыв о лечении гипнозом тахофобии (страх скорости).

Гипноз: отзыв о лечении социофобии и акрофобии (страха высоты).

Нервный тик у ребенка: причины

По этиологии нервные тики у детей можно разделить на три категории:

  • наследственные;
  • биологические;
  • психогенные.

К наследственным причинам нервных тиков можно отнести заболевание, именуемое синдромом Туретта. Данная патология характеризуется возникновением моторных и вокальных тиков у детей и подростков, не достигших 21 года. Необходимо указать, что подобная аномалия часто присутствует у представителей одного рода, доказано, что синдром Туретта передается от предков к потомкам. Однако до настоящего времени не удалось обнаружить ген, мутации которого обуславливали бы наследственную передачу синдрома Туретта.

К биологическим причинам нервных тиков относят органические или дисметаболические поражения структур головного мозга. Нередко гиперкинезы у детей являются вторичными явлениями, возникающими после перенесенных тяжелых бактериальных или вирусных инфекций, затронувших отделы нервной системы. Причиной патологии могут быть полученные травмы черепной коробки. Нервные тики могут свидетельствовать о сосудистых проблемах и нарушении мозгового кровообращения. Причина внезапно начавшихся эпизодов нервных тиков – сильная интоксикация организма ядовитыми веществами, включая фармакологические препараты. Провокатором аномалии также могут быть хронические соматические заболевания.

Некоторые ученые связывают старт тиковых расстройств с избытком производства дофамина либо с избыточной чувствительностью. Есть специфические теории, которые видят связь тиков и избытка дофамина или тиков и повышенной чувствительности дофаминового D2-рецептора (DRD2). Существует предположение, что причиной гиперкинезов могут быть нарушения в нейромедиаторном обмене и количественный дисбаланс нейротрансмиттеров. В научной среде активно рассматривается теория PANDAS-синдрома, связывающая появление нервных тиков с аутоиммунными реакциями, возникшими в ответ на попадание в организм стрептококковой инфекции.

В клинической практике чаще всего фиксируются тиковые расстройства, вызванные психогенными факторами. Первый эпизод нервных тиков чаще всего возникает непосредственно после того, как ребенок пережил психотравмирующую ситуацию. Дать старт возникновению гиперкинезов может развод родителей, смерть близкого родственника, пережитое физическое или моральное насилие. Причиной нервных тиков часто выступает невозможность ребенка наладить нормальные отношения в кругу сверстников. Следует указать, что стрессовыми факторами для детей выступают не только экстремальные обстоятельства, в их непосредственном значении. Причиной появления нервных тиков может быть изменение привычных условий жизни, например: смена места учебы, переезд в другой город. Патологические сокращения мускулатуры могут появиться, если малыш пережил сильный испуг либо стал свидетелем какого-то драматического события.

Нервный тик у ребенка: методы лечения

Как избавиться от гиперкинезов? Если причинами нервных тиков явились генетические либо биологические факторы, то основной акцент в лечении сделан на устранении основного заболевания. На данный момент самым действенным методом лечения тиковых расстройств, спровоцированных поражением структур головного мозга, выступает применение нейролептиков. Однако применение антипсихотиков у пациентов детского возраста требует особой осмотрительности и осторожности, поскольку все препараты этих групп обладают выраженными побочными действиями и могут спровоцировать довольно опасные состояния для жизни больного. Еще одним вариантом медикаментозного лечения тиковых расстройств, сопровождающихся страхами и тревогой, является применение натуральных седативных средств, а в тяжелых случаях – использование транквилизаторов. Следует указать, что выбор медикаментозного лечения происходит только после проведения обстоятельного обследования пациента и установления точной причины, вызвавшей тиковое расстройство.

Как лечить тиковое расстройство у пациентов детского возраста? Наиболее действенным методом лечения нервных тиков у детей является сочетание методов психотерапии и гипноза. Психотерапевтическое лечение направлено на обучение маленького пациента методам релаксации и способам управления своим психоэмоциональным состоянием. На психотерапевтических сессиях ребенок избавляется от существующих комплексов и обретает уверенность в собственных силах. Однако психотерапевтическое лечение не способно полностью разрешить существующую проблему, поскольку методы психотерапии не могут воздействовать на факторы, которые не осознаются и не понимаются человеком.

Практически всегда в случае с психогенными нервными тиками ребенок не может точно указать, какие обстоятельства вызвали у него психологический дискомфорт и спровоцировали гиперкинезы. Такую закономерность можно объяснить тем, что психика человека устроена таким образом, что она изгонять из сознательной сферы в область подсознания те факты, которые она трактует, как вредоносные и опасные. Доступ к этим глубинным пластам психики невозможен в состоянии бодрствования. Для проникновения в сферу подсознания требуется временное отключение «стража» – сознания. Такое состояние можно достигнуть путем погружения в гипнотический транс, подразумевающий статус организма, аналогичный полудреме. Снятие блоков и зажимов сознания, проводимое путем лечения гипнозом, позволяет без труда установить подлинную причину нервных тиков. Обнаружение истинного провокатора гиперкинезов обеспечивает возможность провести работу, нацеленную именно на устранение данного вредоносного факта.

Лечение гипнозом также подразумевает проведение словесного внушения – установки, специально разработанной гипнологом, нацеленной на ликвидацию вредоносных установок и мешающих стереотипов. Психосуггестивное лечение буквально за несколько сеансов «меняет» прошлое маленького пациента: в его подсознании происходит переосмысливание произошедших событий, и экстремальные обстоятельства приобретают иной, позитивный окрас. В результате лечения гипнозом ребенок не только раз и навсегда избавляется от болезненных и мешающих полноценной жизни нервных тиков. Он обретает мотивацию на развитие своей личности и получает возможность свободно раскрыть существующий потенциал.

Состояние гипнотического транса имеет явные преимущества: пребывание в трансе устраняет мышечные зажимы, оказывая миорелаксантное и седативное действие. После сессий гипноза ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он адекватно интерпретирует жизненные обстоятельства. Исчезает конфликтность и агрессивность. В результате проведения лечения гипнозом ребенок становится более коммуникабельным и с легкостью адаптируется в детском коллективе. Малыш и подросток на подсознательном уровне усваивает навыки бесконфликтных и конструктивных взаимоотношений в социуме.

Немаловажное достоинство лечения гипнозом – полная безболезненность, комфортность, атравматичность и безопасность. Сеансы гипноза не подразумевают оказание какого-либо насилия: избавление от нервных тиков происходит за счет устранения деструктивных элементов мышления и активации естественных ресурсов организма малыша. Именно из-за отсутствия какого-либо вреда организму и психики, лечение признано наиболее эффективным и безопасным вариантом терапии пациентов детского возраста.

Вокальные тики у детей – непроизвольное произношение различных звуков простых или сложных по своему характеру. Провоцировать тики могут респираторные инфекции, после болезни бронхитом, тонзиллитом, ринитом. Умственная перегрузка, травма головы – дополнительные внешние факторы, приводящие к появлению тиков. Важно исключить вероятность сопутствующих заболеваний, обратившись к психотерапевту и неврологу для точной диагностики.

Основные причины вокальных тиков у детей носят сугубо психогенетический характер:

  • Наследственность – с большей вероятностью заболевание возникнет у детей, родители которых тоже подвержены тикам или «неврозам навязчивых состояний». Симптомы могут проявиться в более раннем возрасте, чем у родителей.
  • Неспокойная обстановка (дома, в школе, садике) – конфликтующие родители, непосильные требования, запреты или же полное отсутствие контроля, недостаток внимания, механическое отношение: помыть, покормить, спать.
  • Сильный стресс – пусковым механизмом тика может стать испуг, эмоциональная травма, связанная с жестоким обращением, известие о смерти родственника.

Также вокальные тики могут иметь физиологические причины, к примеру, серьезные заболевания, недостаток магния в организме, нарушения работы ЦНС в результате:

  • нарушений кровообращения мозга;
  • травмы головы;
  • перенесенного менингита;
  • внутричерепной гипертензии.
Оцените статью: