Подсчет частоты дыхания. Подсчет числа дыхательных движений

Умеете ли вы правильно дышать? Это очень важно, ведь воздух - то самое топливо, на котором работает наш организм. От качества и количества этого топлива зависит и жизнь, и здоровье.

Конечно, лучше дышать чистым воздухом, а не смесью угарных газов и пыли, которые составляют атмосферу мегаполиса. Однако остановимся подробнее не на химии, а на физике дыхания.

Частота, глубина, ритм

Проверьте, правильно ли вы дышите. Возьмите часы с секундной стрелкой, сядьте ровно и считайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Так вы определите частоту дыхания.

Среднестатистический взрослый дышит с частотой от 14 до 18 вдохов в минуту. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - значит, вы хорошо тренированный и выносливый человек со здоровыми органами дыхания. Снижается частота дыхания также во сне - уменьшается до 12-14 в минуту. Более 18 вдохов в минуту - это повод для беспокойства. Значит, ваши дыхательные движения не обеспечивают легкие достаточным количеством воздуха, и дыхательный центр дает сигналы к пополнению запасов чаще, чем это должно быть в норме. Нужно найти причину, мешающую вам вдохнуть полной грудью. Может, вы часами сидите за компьютером? Или только что слишком плотно поели? А может, просто слегка разволновались, проводя исследование собственного дыхания? Частота вдохов-выдохов может увеличиваться при повышении температуры и при различных заболеваниях легочной и сердечной системы.

Следующий показатель - глубина дыхания, то есть объемы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательный объем - это объем воздуха, вдыхаемый за один вдох. В состоянии покоя у взрослого человека он равен приблизительно 500 см3. Столько же воздуха выходит из легких при спокойном выдохе. Если сразу же после спокойного вдоха, не выдыхая, сделать дополнительный глубокий вдох, то в легкие поступит еще около 1500 см3 воздуха, что и составляет дополнительный, или резервный, объем вдоха. Если же после спокойного выдоха сделать дополнительный глубокий выдох, то при максимальном усилии можно выдохнуть еще около 1500 см3, что и составит резервный объем выдоха. Суммируя эти величины, можно определить так называемую жизненную емкость своих легких. Жизненная емкость легких варьирует в зависимости от возраста, пола, тренированности человека и может достигать 5000 см3. К сожалению, самостоятельно получить показатели объема своих легких не получится, - для этого нужны специальные приборы.

Теперь проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. В норме промежутки времени между вдохами и выдохами должны быть равными, с одинаковой глубиной и продолжительностью вдоха и выдоха.

Кстати, по ритму дыхания можно судить о вашей работоспособности в конкретный момент. Удлиненный вдох - пауза - короткий выдох: это дыхание бодрого человека, такой, как говорится, сию минуту «готов к труду и обороне». Короткий энергичный вдох - растянутый выдох - пауза: это дыхание утомленного человека. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Часто вздыхаете без видимой причины? Это организм пытается напомнить, что пора отдохнуть. Не пренебрегайте его подсказкой - и вам не грозит хроническая усталость.

Нарушение дыхания в виде затруднения фазы вдоха или выдоха называется одышкой, - это тревожный сигнал. Может быть, вы простудились и у вас заложен нос? Если с верхними дыхательными путями все в порядке, сходите к врачу, - одышка может свидетельствовать о нарушении работы легких или сердца.

Грудное или животное?

Определите, как именно вы дышите - животом или грудью. Если совмещаете то и другое - значит, у вас смешанный тип дыхания. Интересно, что большинство женщин дышит грудью, а брюшное (диафрагмальное) дыхание характерно для мужчин, маленьких детей и спящих людей независимо от пола и возраста. Заметьте: у малышей, как правило, слегка выпячен животик. Это как раз потому, что мышцы брюшного пресса у них включены в дыхательный цикл. Не нужно заставлять дошкольника втягивать живот, - это может ухудшить работу его легких.

Именно диафрагмальное дыхание считается более физиологичным, поскольку оно значительно глубже, задействует все органы дыхания и способствует полной вентиляции легких. Специальные упражнения для выработки «животного» дыхания делают певцы, пловцы и занимающиеся йогой.

Научиться дышать животом полезно любому человеку, ведь правильно поставленное диафрагмальное дыхание нормализует кровяное давление, облегчает работу сердца и обеспечивает естественный массаж пищеварительного тракта.

Немаловажно и то, что постоянное движение и усиленное кровоснабжение мышц живота ограничивает отложение жира в области талии и помогает сохранить стройную фигуру.

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

5. Проведение антропометрии (измерение роста)

Последовательность выполнения:

    Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

    Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

    Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

    Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

Последовательность выполнения:

    По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

    Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

    Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

    Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

    Закрыть затвор.

    Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

    Записать данные измерения.

7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

Последовательность выполнения:

I. Подготовка к обследованию

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

Частота дыхательных движений

Диафрагмальный (брюшной) тип дыхания у человека

Частота́ дыха́тельных движе́ний - число дыхательных движений (циклов вдох-выдох) за единицу времени (обычно минуту). Является одним из основных и старейших биомаркеров.

Подсчёт числа дыхательных движений осуществляется по числу перемещений грудной клетки и передней брюшной стенки. Обычно в ходе объективного исследования сначала определяют и подсчитывают пульс, а затем - число дыхательных движений за одну минуту, определяют тип дыхания (грудной, брюшной или смешанный), глубину и его ритм.

Частота дыхания у человека

У взрослых

Здоровый взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в минуту, новорожденный - 40-45 дыхательных движений, частота которых постепенно снижается с возрастом. Во сне дыхание урежается до 12-14 в минуту, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении или после обильного приёма пищи - закономерно учащается.

Патологическое учащение дыхания (тахипноэ ) развивается в результате наличия некоторых патологических состояний:

  1. сужение просвета мелких бронхов при их спазме, либо диффузном воспалении их слизистой оболочки (бронхиолит ), которые препятствуют нормальному поступлению воздуха в альвеолы;
  2. уменьшения дыхательной поверхности лёгких (воспаление лёгких - крупозная или вирусная пневмония, туберкулёз лёгких, спадение лёгкого (ателектаз); в результате сдавления лёгкого - экссудативный плеврит, гидроторакс, пневмоторакс, опухоль средостения; при обтурации или сдавлении главного бронха опухолью; при инфаркте лёгкого в результате закупорки тромбом или эмболом ветви лёгочного ствола; при резковыраженной эмфиземе лёгкого и переполнении их кровью при отёке на фоне патологии сердечно-сосудистой системы);
  3. недостаточной глубины дыхания (поверхностное дыхание) при резких болях в грудной клетке (сухой плеврит, диафрагматит, острый миозит, межрёберная невралгия, перелом рёбер, либо развитие в них метастазов злокачественной опухоли); при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком уровне стояния диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности) и при истерии.

Патологическое урежение дыхания (брадипноэ ) может быть вызвано:

  1. повышением внутричерепного давления (опухоль головного мозга, менингит, кровоизлияние в мозг, отёк мозга);
  2. воздествием на дыхательный центр накопившихся в значительных количествах в крови токсических продуктов метаболизма (уремия, печёночная или диабетическая кома, некоторые острые инфекционные заболевания и отравления).

У детей

У здорового ребёнка визуально отмечается синхронное участие в акте дыхания обеих половин грудной клетки. Для определения степени подвижности (экскурсии) грудной клетки сантиметровой лентой измеряют окружность грудной клетки на уровне сосков спереди, а сзади под углами лопаток. При осмотре обращают внимание на тип дыхания. Подсчёт числа дыхательных движений проводят в течение минуты, когда ребёнок спокоен или спит. У новорожденного и детей раннего возраста можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа обследуемого ребёнка. Данный способ позволяет подсчитать число дыхательных движений, не раздевая ребёнка. Иногда этим способом удаётся выслушать хрипы, характерные для бронхита, бронхиолита или пневмонии.

У новорожденных может отмечаться периодическое дыхание - чередование регулярного дыхания с нерегулярным. Это считается нормальным для этого возраста.

Частота дыхательных движений и основные гемодинамические показатели у детей в норме Возраст Частота дыхания (/мин) Пульс (ударов/мин) Систолическое кровяное давление (mm Hg)

Частота дыхания у животных

Норма ЧДД у детей: таблица. Частота дыхательных движений

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

Особенности дыхательной системы ребенка

Первое, чего так долго ждет будущая мама - первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
Они достаточно узкие.
Относительно короткие.
Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

Поэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат - затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Правила подсчета частоты дыхания

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.

У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Норма ЧДД у детей

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

Как видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

Типы дыхания

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

Учащенное дыхание

Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Задержка дыхания во сне

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать "Скорую помощь", чтобы предотвратить необратимые последствия.


Заключение

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

Подводя итоги

Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

Манипуляция № 40 «Подсчёт числа дыхательных движений (чдд)».

Цель: определить основные характеристики дыхания.

Показания: заболевания органов дыхания, и сердечно – сосудистой системы.

Противопоказания: нет.

Оснащение: часы (секундомер), температурный лист или лист сестринского наблюдения, ручка бумага.

Алгоритм:

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться.

Установление контакта с пациентом.

2. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса.

Исключается возможность управ­ления дыханием.

3. Получить согласие пациента на проведение процедуры.

Обеспечиваются права пациента на информацию.

4. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности

5. Попросить пациента или помочь ему удобно лечь (сесть) в постели, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и живота (эпигастральную область).

Для уточнения (определения) типа и ритма дыхания.

6. Определить тип и ритм дыхания.

Обеспечивается точность (достоверность) подсчета ЧДД.

II. Выполнение процедуры: 7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, наблюдать за экскурсией грудной клетки или за движениями эпигастральной области живота пациента. Считать дыхательные движения за 1 минуту. Примечание: если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (пациента и свою) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье)

Определение ЧДД

8. Зафиксировать результат на бумаге и перенести данные в лист сестринского наблюдения или температурный лист.

Обеспечение контроля за состоянием органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

I II . Окончание процедуры: 9. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Манипуляция № 41 «Заполнение температурного листа».

Цель: правила заполнение медицинской документации.

Показания: регистрация результатов обследования пациента.

Противопоказания: нет.

Оснащение: температурный лист, ручки (или карандаши) с красной, синей пастой.

Алгоритм:

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к манипуляции.

1. Приготовить стандартный температурный лист.

2. Приготовить синий или черный карандаш (или пасту), красный карандаш (или пасту).

II . Выполнение манипуляции.

3. Утреннюю температуру отметить точкой в графе «У», вечернюю – в графе «В».

4. Отметить верхнюю границу (систолического) и нижнюю границу (диастолического) артериального давления красным карандашом (или пастой).

5. В графе «У» отметить точкой результаты подсчета пульса утром, а в графе «В» результаты подсчета пульса вечером.

6. В графе «Дыхание» записать подсчет числа дыхательных движений в 1 мин..

7. В графе «Вес» сделать отметку о данных массы тела пациента.

8. В графе «Выпито жидкости» отметить количество жидкости, поступившей в организм пациента.

9. В графе «Суточное количество мочи» отметить количество мочи, выделенное пациентом за сутки.

10. В графе «Стул» отметить знаком + данные о дефекации.

11. В графе «Ванна» отметить знаком + о проведении санитарной обработки пациенту.

III . Окончание манипуляции.

4. Соединить точки утренней и вечерней температуры.

5. Соединить точки результатов подсчета пульса.

6. Красным карандашом обозначить в виде столбика АД.

Правила заполнения медицинской документации.

Эффективное прочтение результатов обследования пациента.

Достоверность результата.

Достоверность результата.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Информация для лечащего врача.

Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

Получение температурной кривой.

Графическое отображение результатов пульса.

Эффективность заполнения медицинской документации.

Возрастные нормы частоты дыхательных движений.

Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

Пальпация.

Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

Перкуссия.

При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

Аускультация.

При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

Инструментальные и лабораторные исследования.

Клинический анализ крови позволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 105 – 106), определить чувствительность к антибиотикам.

Цитоморфологическое исследование мокроты , полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

Рентгенологические метод:

Рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

Рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

Томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

Компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

Бронхоскопия - метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

Бронхоскопия - инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

- П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

Подозрение на врожденные пороки;

Аспирация инородного тела или подозрение на неё;

Подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

Необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

Проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

Бронхография - контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

Пневмосцинтиграфия - используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания, формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β 2 -адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

Аллергические пробы.

Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

Определение газового состава крови.

Определяют р а О и р а СО 2 , а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S 2 O 2) в динамике при дыхательной недостаточности.

Программные тесты

Один из важнейших показателей работы сердца ребенка, наряду с артериальным давлением, – это частота сердечных сокращений. ЧСС показывает, сколько раз в минуту сокращается сердечная мышца. Пульс у детей постоянно измеряют, поскольку по нему определяют, как развивается малыш и каково его общее состояние.

Еще одним показателем, который дает важную информацию о состоянии здоровья и всегда находится под контролем педиатров, является ЧДД – частота дыхательных движений. По этому показателю врачи определяют, какое дыхание у малыша (грудное, брюшное), оценивают дееспособность брюшной стенки и грудной клетки, ритмичность и глубину дыхания, отклонения от нормы.

Эти показатели зависят от возраста и с ростом ребенка их значения уменьшается.

Нормы ЧСС у детей

Нормальные значения частоты сердечных сокращений в детском возрасте значительно отличаются от аналогичных у взрослых. Сердцебиение у детей имеет свои особенности и неодинаково в разном возрасте.

Средние значения частоты сердечных сокращений у детей по возрастам представлены в таблице ниже.

Отклонения от нормы

Если пульс слишком частый

Если ЧСС превышает нормы, причины могут быть следующими:

  • жаркая погода;
  • стрессовая ситуация.

В этих случаях пульс может учащаться в три раза, при этом патологией это не является. Учащенное сердцебиение у ребенка может быть и в состоянии покоя. Основные причины:

  • упадок сил;
  • переутомление;
  • болезни сердца;
  • эндокринные заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • анемия;
  • инфекционные поражения.

Если пульс слишком редкий

Если самочувствие нормальное и никаких патологий не обнаружилось, редкий пульс свидетельствует о хорошей тренированности.

Но брадикардия может быть связана с патологиями и сопровождаться неприятной симптоматикой. Если малыш жалуется на головокружение, слабость, упадок сил, при этом у него повышенное или пониженное артериальное давление, необходимо как можно быстрее показать его врачу.

На что обратить внимание

Если ребенок занимается спортом, нужно следить за ЧСС при нагрузке. Важно, чтобы во время тренировок пульс не превышал максимально допустимых значений, которые высчитываются по формуле: 220 минус возраст.

Следует знать, что пульс должен нормализоваться в течение десяти минут после прекращения нагрузки.

Если значение ЧСС окажется ниже этой границы, нагрузки можно увеличить.

Алгоритм измерения

Для проведения теста понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Сложность определения пульса заключается в том, что он постоянно меняется. Чтобы измерить ЧСС, нужно найти артерию на запястье, виске или шее, слегка прижать ее пальцем. Под пальцем должна ощущаться пульсация крови. Нужно сосчитать количество толчков за десять или 15 секунд, затем умножить полученное значение, соответственно, на шесть или на четыре. Таким образом определяется пульс, который в большинстве случаев равен частоте сердечных сокращений. Теперь нужно сравнить полученную цифру с показателями в таблице, согласно возрасту. Следует знать, что в норме пульсация должна быть ритмичной и четкой.

Измерения нужно проводить постоянно и желательно в одно и то же время. Медики советуют делать это по утрам, когда ребенок еще находится в кровати в лежачем положении. Нельзя измерять ЧСС после активных игр или эмоциональной нагрузки, когда пульс учащается. В этом случае результат будет искажен.

Если полученные данные значительно отличаются от нормальных показателей, приведенных в таблице, нужно обратиться к врачу, чтобы обследоваться и выяснить причину отклонений.

Измерять ЧСС можно не только вручную, но и с помощью специальных устройств, которые есть в аптеках.

В заключение

Постоянно измеряя пульс у ребенка, можно контролировать состояние его здоровья и знать, правильно ли он развивается. Подсчет ЧСС дает возможность вовремя узнать об отклонениях и быстро начать лечение.

Попросите согласие у человека, которому хотите определить частоту дыхания.

  • Существует теория, что лучше всего проверять частоту дыхания не предупреждая об этом, чтобы исключить влияние внешних факторов и нервной системы. Однако это не очень хорошая идея с точки зрения этики.

Выберите место с хорошим освещением и найдите часы с секундной стрелкой (или секундомером).

Попросите человека сесть ровно, выровнять спину. Убедитесь в том, что он не нервничает. Частоту дыхания нужно проверять в спокойной, расслабленной обстановке.

Важно исключить проблемы с дыханием. Их главными признаками являются: холодная, влажная кожа, посинение губ, языка, ногтевых пластин или слизистой оболочки щеки, поднятие плечевого пояса при дыхании, прерывистая речь.

Положите ладонь на верхнюю часть груди человека, немного ниже ключицы.

Подождите, пока секундная стрелка часов не будет на отметке 12 или 6. Так будет проще начать отсчет.

Сосчитайте количество вдохов с помощью движений грудной клетки. Одно дыхательное движение включает 1 вдох и 1 выдох. Обращайте внимание на вдохи – это упростит подсчет.

Прекратите подсчеты через 1 минуту. Нормальная частота дыхания 12 – 18. Обратитесь к врачу если показатели ниже 12 или выше 25 – это говорит о проблемах с дыханием.

  • Последующие причины могут объяснять замедленное или ускоренное дыхание:

    • Дети дышат чаще, чем взрослые. Ускоренное дыхание может быть вызвано нервозностью, физическими упражнениями, громкой или быстрой музыкой, большой высотой. Проблемы с дыханием могут быть также вызваны медицинскими причинами такими как: анемия, горячка, заболевания головного мозга, сердечно - сосудистые заболевания, пневмония, астма или другие респираторные заболевания.
    • У людей пожилого возраста дыхание замедлено. Дыхание также замедляется во время сна или в расслабленном состоянии. Медицинские причины могут быть: прием наркотических препаратов(в частности морфия), заболевания легких, отек головного мозга, заболевания на последних стадиях.
  • Проверьте наличие следующих симптомов, что может указывать на наличие проблем с дыханием:

    • Неравномерность дыхания. С одинаковой ли частотой вдыхает и выдыхает человек? Нерегулярные дыхательные движения могут указывать на проблемы с дыханием.
    • Глубина дыхания. Дыхание глубокое (незначительно расширяется грудная клетка) или поверхностное? У пожилых людей дыхание, как правило, неглубокое.
    • Одинаково ли расширяется правая и левая часть грудной клетки на вдохе?
    • Звук во время дыхания. Присутствуют ли какие либо звуки при дыхании, такие как хрипы, бульканье, урчание, возникают они на вдохе или на выдохе. Ля их дифференциации используйте фонендоскоп или стетоскоп.
  • Показания:

    Здоровым людям для оценки состояния дыхательной системы;

    Заболевания органов дыхания.

    Противопоказания: нет.

    Оснащение:

    Часы с секундной стрелкой или секундомер

    Температурный лист

    Ручка с синим стержнем.

    Подготовка пациента:

    Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

    Подготовка медсестры и безопасность на рабочем месте:

    Спец. одежда: халат, чепчик, вторая обувь

    Средства индивидуальной защиты: перчатки, маска (в период эпидемии гриппа)

    Ход манипуляции:

    1. Вымойте и осушите руки.

    2. Придайте удобное положение пациенту сидя или лежа, чтобы вы видели верхнюю часть грудной клетки.

    3. Возьмите руку пациента, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы пациент думал, что вы исследуете пульс.

    4. Смотрите на грудную клетку: вы увидите, как она понимается и опускается. Если этого не видно, то положите руку на грудь (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

    5. Подсчитайте частоту за 1 минуту (только количество вдохов), пользуясь секундомером.

    7. Объясните пациенту, что ему подсчитали частоту дыхательных движений и сообщите пациенту результаты исследования.

    8. Зарегистрируйте полученный результат в температурном листе.

    Обработка рабочего места и инструментария: Нет.

    Техника безопасности медсестры после окончания манипуляции: Вымойте и осушите руки.

    Осложнения: Нет.

    Оценка достигнутых результатов: пульс подсчитан, данные занесены в температурный лист.

    Запомните :

    В норме частота дыхательных движений составляет 16–20 в минуту, причем у женщин на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. При повышении температуры тела на 1 градус дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

    Учащение ЧДД – тахипноэ.

    Урежение ЧДД – брадипноэ.

    Остановка дыхания – апноэ.

    У здорового человека можно выделить три физиологических типа дыхания в зависимости от пола: брюшное дыхание – чаще встречается у мужчин; грудное дыхание – у женщин, смешанное дыхание – у детей.

    Различают дыхание поверхностное и глубокое . Поверхностное может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще связано с патологическим урежением дыхания.

    При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Одышка – субъективное ощущение нехватки воздуха.

    1. Физиологическая – у здоровых людей после физической нагрузки;

    2. Патологическая – при различных заболеваниях:

    а) инспираторная затруднен вдох

    б) экспираторная – затруднен выдох

    в) смешанная – затруднены вдох и выдох.

    Быстро развивающаяся одышка называется удушьем.

    Патологические типы дыхания:

    1. Дыхание Куссмауля – редкое, глубокое, шумное, наблюдается при глубокой коме.

    2. Дыхание Биотта – периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по продолжительности (от нескольких секунд до минуты).

    3. Дыхание Чейна-Стокса – характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до минуты). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.


    Похожая информация:

    1. B. Призма поглощает белый свет одной длины волны, а излучает свет с разными длинами волн. Г. Призма поглощает белый свет одной частоты, а излучает свет разных частот