Научно практические исследования для младших школьников. Научно-исследовательская работа младших школьников

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

младших школьников,

посвященная 85-летию

Усть-Эгитуйской средней школы

«Кристалл Мудрости»

Секция: Мир естествознания

Тема:

Выполнила: Содномбалова Алина,

ученица 3 класса

Было установлено, что углеводы удовлетворяют 1% ежедневных потребностей в энергии как в женских, так и в мужских подростковых группах. Белки и жиры были источником 12% и 8% суточной энергии соответственно, в то время как они не сильно различались между мужчинами и женщинами.

Согласно нашим данным, значения оценки питательных веществ были ниже половины общего балла, поэтому он не был благоприятным как у женщин, так и среди мужчин в целом. Наибольшая информация о студентах была признана в рамках пищевых привычек, тогда как самая бедная осведомленность была обнаружена в области пищевых групп, минералов и витаминов.

Руководитель:

Цыренжапова Марта Хашитовна,

учитель начальных классов

Исинга

    Введение.

    Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

2.2. Когда появились и где живут микробы?

2.3. Микробы вредны или полезны?

2.4. Интересные факты.

2.5. Исследовательская часть.

    Заключение.

    Авторы хотели бы с благодарностью признать не только студентов, участвовавших в опросе, их учителей и родителей, но и вспомогательного персонала отдела образования и его вспомогательного персонала в провинции Исфахан за их добросовестное сотрудничество в разработке и проведении исследования.

    Источник поддержки: Это исследование было профинансировано Университетом медицинских наук Исфахана. Конфликт интересов: не объявлено. Обучение питанию в национальной учебной программе. Индивидуальные и экологические воздействия на поведение подростков. Молодежь и здоровое питание: систематический обзор исследований барьеров и фасилитаторов. Образ тела и стратегии, чтобы похудеть и увеличить мышцы среди мальчиков и девочек.

    Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Каждый раз, когда я прихожу из школы, мама мне говорит что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Она предупреждает, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно. Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила провести свое маленькое исследование.

Образ тела детей и проблемы с питанием: обзор литературы. Одноранговое исследование по здоровью детей в подростковом возрасте: урок, извлеченный из Ирана. Этапы диетического изменения среди национально-репрезентативных образцов взрослых в Европейском союзе.

Сравнение знаний и взглядов на питание и здоровье среди взрослых от 35 до 75 лет в Соединенных Штатах и ​​Женеве, Швейцария. Обзор питания: стиль жизни подходит для пропаганды здорового питания для детей. Диетические поступления подростков, проживающих в Эдирне, Турция. Эта огромная уверенность произвела на меня большое впечатление. Вы закончили учебу перед учебой - почему вы выбрали этот путь?

Выбор данной темы актуален тем, что микробы- это неотъемлемая часть нашей жизни, и что с одними можно дружить, а с другими нужно бороться.

Из выше сказанного, я выдвинула следующую гипотезу : существуют вредные и полезные микробы. Действительно ли это, покажет моё исследование.

Цель моей работы: выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека.

«Никогда нельзя учиться тактически, но то, что движет одним»

Сегодня больше людей в год решают учиться на получение степени. Как вы видите это развитие? Нам очень нужны выдающиеся ученые - в этом году мы хотим нанять более 200 новых консультантов. В принципе, обществу и рынку труда необходимо предложить широкую академическую академию в Германии, что не является вопросом вообще. Дискуссии о дефиците навыков, оцифровке и промышленности 0 ясно показывают, что высококвалифицированная рабочая сила станет еще более важной в будущем - и для нас, как для консультантов.

Для начала я наметила задачи, которые мне нужно решить в ходе исследования.

Задачи:

    Изучить литературу по теме;

    Уточнить, вредны микробы или полезны;

    Для чего нужны полезные микробы;

    Отыскать интересные факты;

    Наблюдение за «работой» микробов.

    Сделать выводы по теме исследования.

Я в ходе исследования использовала такие методы.

Решающими являются возможности для квалификации. Исследование, безусловно, не подходит для всех рабочих мест. У нас действительно отличные приложения с замечательной жизнью. В среднем, заявители моложе, и мы также используем выпускников бакалавриата. Но через два года они должны овладеть мастером. Увеличился и вопрос об интернациональности. Уже нет заявителя, у которого нет значительного опыта за границей.

Структура резюме, в смысле изучения, за рубежом, стажировка, может выглядеть сравнительно схожим. Содержание в этой структуре, однако, чрезвычайно отличается. Мы очень внимательно смотрим на резюме и хотим понять, почему кандидаты сделали определенные вещи, например, где они были за границей. Оба эквивалентны, но объяснение важно для нас.

Методы:

    Изучение научной литературы;

    Получение информации в сети Интернет;

    Практические исследования (опыты)

2 . Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки. Изучением микроорганизмов занимается наука микробиология. Микробы очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых. Даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора.

«Заявителям нужно что-то особенное»

Как изменилась степень учебы по сравнению с учебой? Есть гораздо больше и больше разнообразных возможностей, чем в то время. Даже если вы закончили с 22, вам не обязательно сразу вступать в профессию, но вы должны воспользоваться возможностью получить опыт за рубежом или в социальной сфере. Отличные оценки - одно измерение. Кроме того, кандидаты должны принести что-то особенное, что их отличает. Это, вероятно, потеряет часть потенциала для общества. Мы очень внимательно следим за этим обсуждением.

Баланс работы и жизни в консалтинговом секторе

Вам трудно набирать квалифицированных новичков? Поэтому мы находим большое количество высококвалифицированных кандидатов, которые очень хорошо подходят нам. Разумеется, вы также должны сказать, что прежняя автономная особенность консалтинга, которая автоматически привлекала лучших молодых талантов 10, 15 лет назад, больше не существует сегодня. Вот почему мы очень внимательно смотрим на то, что ведут молодые ученые сегодня, какие цели у них есть.


Для того чтобы увидеть микробов, нам нужен специальный прибор - который увеличивает предметы в сотни раз. Это микроскоп. Если положить капельку воды на стекло микроскопа, то мы увидим микробов, которые живут в ней. Капелька такая маленькая, но сколько в нем микробов!

Насколько полезна концепция баланса между работой и жизнью, которая отделяет работу от личной жизни, но психологи знают, что счастье в личной жизни тесно связано с трудовой жизнью? Это поколение очень образованное, очень молодое, очень международное и очень мощное. Но она не хочет предоставлять больше энергии ради производительности. Это то, что делает человека только тогда, когда оно имеет смысл.

Баланс жизненного цикла жизни означает не только максимальное свободное время. Конечно, цели не могут быть достигнуты каждую неделю, потому что, например, клиент настаивает на том, что назначение состоится в понедельник в 9 часов, но это должно быть исключение. Кроме того, мы хотим, чтобы наши сотрудники имели планирование безопасности в своих процессах, поскольку мы обеспокоены вопросом предсказуемости. Поэтому мы хотим, чтобы непредвиденные события случались реже.

Микробы могут иметь разнообразную форму. Одни микробы неподвижны, у других имеются реснички или хвостики, при помощи которых они передвигаются.

Вот так выглядят некоторые микробы:

Еженедельные сеансы обратной связи с руководителем группы также используются для решения как можно быстрее, что не является оптимальным, и исправить это. Он отвечает за вербовку в Германии и Австрии. В последние годы число младших ученых в немецких университетах особенно сильно возросло. К ним относятся, например, докторанты и докторанты, например, как научный персонал на кафедрах. Это можно сделать из третьего Федерального отчета о молодых исследователях, который сегодня получил министр федеральных исследований Йоханна Ванка, вместе с министром по исследованиям Мартиной Мюнх, для стороны Ландер.

.2.2. Когда появились и где живут микробы?

Доклад о статусе-кво молодых ученых в Германии готовится каждые четыре года независимым научным консорциумом. «Молодые ученые в Германии являются неотъемлемой частью нашего общества знаний, в котором нуждаются высококвалифицированные работники и дух инноваций». В последнее время правительство запустило три инициативы для молодых ученых Мы можем достичь более прозрачного и более планомерного карьерного пути. Мы противостояли событиям в краткосрочной практике с реформой научного соглашения и потому, что надежные данные, такие как абсентеизм и показатели успеха, мы также реформировали Закон о статистике высшего образования, но только если мы больше знаем о положении молодых ученых, мы можем более эффективно его продвигать, - сказал федеральный министр науки Ванка.

Микробы окружают нас повсюду. Микробы обитают везде, где есть любая вода, в том числе и горячие источники. Они есть даже на дне мирового океана и внутри глубин земной коры.

Микробы – древнейшие обитатели планеты. Они появились на земле гораздо раньше человека, около 200 миллионов лет назад. О том, что они царствуют на Земле с испокон веков, свидетельствуют факты:

Согласно докладу, выпускники университетов становятся все более профессионально поддерживаемыми. Таким образом, число институционально закрепленных университетских организационных подразделений в высших учебных заведениях, которые предназначены для обеспечения гарантии качества продвижения и создания сетей различных программ и мер для молодых исследователей, возросло. Чтобы продвинуть докторскую степень, в 69 университетах, консультируемых консорциумом, было уже 90 таких структур крыши. Другой вывод состоит в том, что, как правило, докторанты контролируются несколькими людьми.

Опасность, которую несут людям микробы, упомянута в «Ветхом завете».

Библейский Ной смолил свой ковчег снаружи и изнутри для защиты его не только от воды, но и от микробов.

В Средние века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию и приводить людей в отчаяние.

В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень.

Основное внимание в докладе уделяется совместимости семейной и академической карьеры. Тем не менее, низкий уровень планирования и финансовая неопределенность академической карьеры сделают это более сложным.


Консорциум был поддержан Научным консультативным советом под председательством проф.

Церемония вручения Нобелевской премии в Линдау

Он также закончил исследования в области химии здесь раньше. Разработанный процесс отбора занимает несколько месяцев, в котором, помимо рекомендательных писем и мотиваций, используется собственная научная работа. Среди них у Фейлера, среди прочего, 21 публикация, которую он написал во время докторской диссертации - необычно большое количество.

2.3. Микробы вредны или полезны?

Вред.

Микробы делятся на вредные и полезные. Вредны микробы прежде всего тем, что подрывают деятельность почти всех систем организма. Они переносят болезни от человека к человеку. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Такие заболевания называются инфекционными. Микробы переносятся по воздуху, когда человек чихает, а иногда живут в продуктах или воде. Существует много видов микробов, которые вызывают разные заболевания. Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление.

Они должны использоваться, в частности, в качестве переключаемых контрастных сред в медицине или для направленного переноса наноразмерных частиц поверх поверхностей. С помощью расчетов на компьютере он знает свойства плановых молекул, даже до того, как они были разработаны в лаборатории. «Участие в церемонии вручения Нобелевской премии - это международная премия, которая является только возможностью раз в жизни», - говорит профессор Бернд Хартке, официальный контактный сотрудник Кильского университета для участия в конференции.

Отражает ли общественный интерес научные темы? Как отличается популяризация науки в Чешской Республике и за рубежом? И какую роль играют новые СМИ в процессе популяризации науки? Дискуссию вел Ян Мартинек, директор Департамента коммуникаций средств массовой информации Академии наук Чешской Республики.

Вот так выглядит очень вредная бактерия сальмонелла.

Польза.

Организм человека постоянно взаимодействует окружающей средой. Но только некоторые виды микробов приносят пользу человеку, например в кишечнике. Ежедневно, выбирая пищу, мы делаем выбор: поддерживать ли нам полезные микробы или вредные.

2.4. Интересные факты.

Вначале вопрос заключался в том, привлекательны ли научные темы для чешских СМИ. Вероника Парулькова отметила, что наиболее привлекательными являются в основном открытия в области здравоохранения или естественных наук - они часто хорошо применяются к реальной жизни всех людей. Важно всегда упомянуть о влиянии открытия на практику, что переводит абстрактную тему в реальность и приближает ее к людям, которые считают, что это их собственные.

Не менее важна форма, в которой сообщается научное открытие общественности, и ученый и журналист должны описывать основную структуру информации. Ученые также должны помнить, что мирянин впервые встречает этот вопрос, и поэтому не следует слишком подробно останавливаться на нем. Затем исследователи должны быть маргинализированы в средствах массовой информации и риторике, с тем чтобы они могли четко разъяснять свои темы широкой общественности.

    Существуют бактерии, которые помогают чистить зубы. Шведские учёные скрестили эти бактерии с обычными йогуртовыми, и теперь пытаются сделать йогурт, который позволит нам не чистить зубы.

    Учёные подсчитали, что в организме взрослого человека содержится 3 кг микробов!

    Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя передаётся 278 различных видов бактерий. К счастью, 95 процентов - не опасны.

    Даша Сефтон рассказал о различиях в популяризации науки за рубежом. Она упомянула, что другой подход уже находится в самом образовании; дети в британских начальных школах имеют обязательное драматическое и медиаобразование и учатся общаться, обсуждать и критически мыслить. И поэтому чешские школьники отсутствуют на практике, хотя они, несомненно, могут быть равны с англичанами.

    Радек Микулаш отметил, что одним из весенних мостов для молодых чешских ученых является Национальная научная олимпиада, уникальная чешская, которая помогает молодым талантам не только поддерживать свои исследования, но и развивать навыки общения и презентации.

    Самая большая бактерия открыта в 1999году. Thiomargarita namibiensis («серная жемчужина Намибии»).

    На минных полях Мозамбика живет бактерия, которая питается тринитротолуолом. Открытие может решить проблему разминирования.

2.5. Исследовательская часть.

Чтобы узнать на самом ли деле существуют вредные и полезные микробы, я приступила к опытам.

Опыт 1. Выращиваем микробы

2. Налила в 4 тарелки полученную жидкость, накрыла пищевой плёнкой и поставила остывать.

3. Первую тарелку поставила в свою комнату, другую – в тень, третью – на солнце. Убрала плёнку на 15 минут. Только с последней тарелки не снимаю плёнку. Это – контрольный образец.

4. Через 15 минут накрыла тарелки плёнкой и поставила их в теплое место, для того, чтобы микробы размножались.

5. Через 3 дня посчитала точки в каждой тарелке. Каждая точка – колония микробов. Только контрольный образец остался нетронутым.

Вывод: микробы размножаются в благоприятных условиях: в тепле и при доступе воздуха.

О пыт 2. Порча продуктов.

    Взяла кусок хлеба и поместила его в полиэтиленовый пакет.

    Кусочек намочила и поставила в тёплое место.

    Проверила через 5 дней.

Вывод: микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Даже если мы её не видим, она заразила весь хлеб.

Опыт 3. Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей

1.Мы с мамой замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара.

2. Одну порцию мы замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

3. Мы испекли эти булочки. Булочка из теста без дрожжей очень маленькая. Вторая булочка получилась пышнее.

4.Разрежем булочки ножом.

Вывод: дрожжи выполняют нужную работу: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.

Заключение

В ходе работы над темой я узнала, что микробы живут со времен создания мира, находятся повсюду.

    Мир микробов интересен и многообразен!

    Среди микробов есть наши друзья и враги.

    Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку.

    А как сложно будет жить на земле, если микроорганизмы перестанут нам помогать!

Из вышеизложенного следует, что гипотеза о том, что существуют вредные и полезные микробы, нашла свое подтверждение.

Завершая свою исследовательскую работу, я хотела бы дать несколько советов:

    Нужно научиться как можно чаще мыть руки. Это самый простой прием гигиены против распространения микробов и болезнетворных бактерий.

    Следить за рационом питания. В рацион должны входить фрукты и овощи, морепродукты, рыба, молочная пища. Эти продукты повышают иммунитет.

    Иметь привычку чистить и промывать водой носовые проходы. Благодаря этому микробам не удается проникать в придаточные пазухи носа.

    Нужно регулярно заниматься спортом. Это помогает держать иммунную систему в "боевой готовности" и улучшить настроение.

Список использованной литературы

    Энциклопедия «История открытий» - М.«Росмэн», 1999;

    Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012;

    А. Ликум «Всё обо всём», 2003 г.;

    «Я познаю мир». Медицина, 2002 г.;

    Фото из личного архива.

Приложение

Фото 1


Фото 2


Фото 3


Фото 4


Фото 5


Фото 6

Фото 7




Фото 8











Швецова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 30»
Республики Башкортостан г. Стерлитамак

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в людях, способных быстро адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески подходить к решению как бытовых, так и социальных проблем, быть активными участниками экономического и духовного развития страны. Жизнь требует формирования у молодого поколения самостоятельности и инициативы в приобретении новых знаний в школе, в вузе, а затем и в последующие годы. Поэтому важнейшей задачей школы XXI века становится обучение учеников основам поисково-исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность школьников определяет¬ся как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.

В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом познания. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. Если ученик приложил собственные силы к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свои позиции, оно станет его достоянием надолго. Роль учителя при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, мотивации ее, консультациям. Участвуя в исследовательской деятельности, школьники осознают свою значимость, причастность к миру взрослых, принадлежность большой науке, знакомятся с методологией научной и творческой работы.

Научные исследования и исследования школьников имеют определенное сходство. Прежде всего, оно проявляется в общем направлении самого познавательного процесса. Ученый, изучая объект или явление и объясняя его особенности и причинно-следственные связи, делает научные открытия. Учащиеся тоже изучают окружающий мир и делают на основе этого те или иные выводы. Эти выводы также являются своего рода «открытиями», но не для науки, а для самого ученика.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Этот метoд ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследование - это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна быть свободной.

Задачи исследовательской деятельности

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей

Начальный шаг как научной, так и школьной исследовательской работы - это выбор темы. Удачно подобранная и сформулированная, она отражает общее направление исследования. Важным требованием к теме исследования является ее актуальность. Кроме того, она должна быть интересна и увлекательна самому исследователю, работа ученика над темой - посильной и не затягиваться на длительный срок, предполагаемые результаты - полезны ему или его близким.
Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Не стоит непременно требовать от ученика начальных классом ясно-го осознания и формулировки проблемы. Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики.

Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает то основное, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать, совершенствовать, изучить и т.п.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна - она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Определив цель, начинаем конструировать гипотезу - предположение, выдвигаемое для решения возникшей проблемы, для объяснения какого-либо явления или факта и поиска путей достижения поставленной цели. При формулировании гипотезы чаще всего используются выражения типа предположим, возможно, допустим, если, может быть.

Далее намечаем задачи исследования - основные шаги по пути достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы. В совокупности они должны обеспечить достижение общей цели. Задачами исследования могут быть изучение и анализа состояния поставленной проблемы, выявление условий эффективности положений выдвинутой гипотезы, экспериментальное их обоснование, разработка рекомендаций, касающихся предмета исследования и т.п.

Выделение 3-4 задач является вполне достаточным для решения поставленной проблемы.
В некоторых случаях юные исследователи и руководители их работ могут определиться относительно объекта и предмета исследования. Поэтому коснемся кратко и этих категорий. Объект исследования - это целостная область, в пределах которой будет проводиться исследование. А предмет исследования - более конкретный аспект, изучаемый в рамках данного объекта, и включает только те связи и отношения, которых непосредственно касается исследователь в своей работе.

Желательно указать методы, которые использовались в процессе исследования. Научные способы проверки выдвинутой гипотезы (методы) обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают поиск, анализ и осмысление уже имеющихся знаний по теме исследования. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения, эксперименты, опыты.

Составление плана работы - следующий важнейший шаг исследователя.

В обобщенном виде он включает следующее (по Савенкову А.И.):

I. Сбор материала. На данном этап возможны такие виды деятельности:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь;
  • обратиться к компьютеру;
  • спросить у другого человека;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • сделать математические расчеты.

II. Обобщение полученных данных.

Этап предполагает анализ, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.

III. Подготовка к защите.

В ходе работы намеченный план мoжет конкретизироваться, меняться, уточняться.
Детские исследования Савенков А.И. предлагает начать с осмысления учащимися тех знаний, которые у них имеются по исследуемому вопросу. Такое начало настраивает детей на осознание возможности и важности собственных суждений .

Работа с литературными источниками предполагает подбор и изучение материалов из детских энциклопедий, справочников, научно- популярной литературы, материалов периодической печати по теме и др. Много полезной и нужной информации можно почерпнуть из Интернета.

Методы опроса используются или в устной форме (беседа, интервью), или в письменной (анкетирование, тестирование). Заранее продумывается цель опроса, перечень вопросов или заданий.

Наблюдение как метод исследования применяется в начальной школе особенно часто. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений и фактов окружающей действительности. При организации наблюдений намечается объект наблюдения, формулируется цель, определяется содержание, составляется план его проведения. В процессе наблюдений используются специальные приспособления - лупы, микроскопы, бинокли, фото- и кинокамеры.

Эксперимент предполагает активное воздействие на предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось при этом. Заранее продумывается цель и план эксперимента.

Эффективность использования методов исследования повысится благодаря включению приемов логического мышления. Рассмотрим крат-ко некоторые из них.

Прием сравнение, как наиболее элементарная мыслительная операция, дает возможность выявлять характерные признаки изучаемых объектов путем их сопоставления. Вычленение сходных и отличительных признаков в процессе сравнения помогает установить важнейшие характеристики, определяющие их сущность.

Классификация - деление предметов и явлений на группы на основе их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, придать исследованию строгость и научность. В зависимости от цели один и тот же набор предметов (явлений) можно классифицировать по разным признакам.

Анализ - исследование изучаемого объекта путем рассмотрения отдельных сторон, свойств составных частей чего-нибудь.

Синтез - исследование объекта или явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, полученных при анализе.

Суждение - высказывание о предметах и явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значить высказывать суждения.

Умозаключение - форма мышления, с помощью которого выводится новое знание из того, что уже известно.

Очень важно формировать у юных исследователей умения давать определения ключевым понятиям исследования. Понятие как одна из форм логического мышления включает в свое содержание не все о данном предмете или явлении, а лишь существенные, наиболее характерные, важные, устойчивые свойства и признаки его. При их выявлении эффективным является использование таких приемов логического мышления, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В заключительной части исследовательской работы излагаются полученные результаты, осуществляется согласование с поставленными задачами. Здесь же исследователь может указать направления возможных дальнейших изысканий по данной теме.

Использованная литература оформляется по алфавиту в соответствии с общепринятыми требованиями.
В приложениях приводятся образцы исследовательских документов, включается материал, необходимый для подтверждения исследования.

Ход и результаты исследования могут быть представлены в форме доклада, отчета, реферата, в которых кратко излагается самое главное из проделанной работы. С результатами своей работы учащиеся выступают перед одноклассниками, родителями, учениками других классов, на школьной, городской научно-практической конференции. Выступающему необходимо быть готовым к вопросам со стороны слушателей.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.

Первое направление - индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

  • индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
  • работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д. Более подробное описание данной работы ниже.

Второе направление - групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление - массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваем в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания,
  • как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса - рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость.

Показатели, по которым жюри оценивает работу докладчика, могут быть разными. Приведем в качестве примера критерии, которые использовались на городской научно-практической конференции младших школьников г. Стерлитамака «Я исследователь»: актуальность темы, четкая формулировка цели, задач, гипотезы исследования, научное и практическое значение работы, оригинальность методов достижения по-ставленной цели, форма работы (реферативная или поисково- исследовательская), представление результатов (рисунки, фотографии, графики, презентация и т.д.), изложение доклада эрудированность автора в рассматриваемой области, оформление работы.

Отметим, что изложенное выше не является непреложной догмой. Содержание и организация исследовательской работы школьников - проблема обширная и многогранная. На многие ее аспекты ученые имеют различающиеся точки зрения.

Для более конкретного и подробного ознакомления с методикой организации и проведения исследовательских работ в школе рекомендуем научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» (учредитель - Издательский дом «Народное образование»), а также следующую литературу:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: Учебно- методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.
  5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2 2006.
  6. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
  7. реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2 2007.
  8. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6,2008

В заключение вспомним слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»

Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.